ГлавнаяКлубыВСЕ самое ИНТЕРЕСНОЕИнтересноеАлександрийская библиотека
adattive - мобильная тема

Александрийская библиотека

Автор
Опубликовано: 3266 дней назад (15 декабря 2015)
Редактировалось: 1 раз — 15 декабря 2015
0
Голосов: 0
Бытует мнение, что наши далёкие предки, в основной своей массе, были людьми невежественными и необразованными. Умных среди них насчитывалось единицы, остальные же довольствовались не тягой к знаниям, а непрестанными войнами, захватом чужих территорий, похищением женщин и бесконечными пирами с обильным возлиянием спиртных напитков и безмерным поеданием жирной и жареной пищи. Всё это не способствовало здоровью, поэтому и продолжительность жизни находилась на очень низком уровне.

Рисунок свитка
Весомым доводом, напрочь опровергающим такое суждение, служит Александрийская библиотека, основанная в начале III века до н. э. Её смело можно назвать величайшим кладезем человеческой мудрости, впитавшим в себя все достижения цивилизации предшествующих эпох. В её стенах хранились десятки тысяч рукописей, написанных на греческом, египетском и еврейском языках.

Всё это бесценное богатство естественно не лежало мёртвым грузом, теша самолюбие её коронованных владельцев. Оно использовалось по назначению, то есть служило источником информации для всех желающих. Любой человек, стремящийся к знаниям, мог их легко получить, зайдя под прохладные своды просторных залов, в стенах которых были устроены специальные полки. На них и хранились пергаментные свитки, а служащие библиотеки бережно передавали их многочисленным посетителям.

Среди последних были люди разного материального достатка и вероисповедования. Каждый желающий имел полное право абсолютно бесплатно ознакомиться с той информацией, которая его интересовала. Александрийская библиотека никогда не являлась средством наживы, наоборот, она содержалась на деньги царствующей династии. Разве это не служит ярким доказательством того, что наши далёкие предки ставили знания ничуть не ниже подвигов на полях сражений и иных подобных действ неугомонной человеческой натуры.

Образованный человек, в те далёкие времена, пользовался огромным уважением. К нему относились с нескрываемым почтением, а советы воспринимали как руководство к действию. Имена великих философов древности и сейчас у всех на слуху, а их суждения вызывают у современного человека неподдельный интерес. Объективности ради нужно заметить: многие из этих величайших умов могли не состояться, если бы не было Александрийской библиотеки.

Так кому же обязано человечество столь великим шедевром? В первую очередь Александру Македонскому. Участие его здесь косвенное, но если бы не было этого великого завоевателя, то не было бы и города Александрии. История, правда, напрочь исключает сослагательные наклонения, но в данном случае можно отступить от правила.

Именно по инициативе Александра Великого заложили этот город в 332 году до н. э. в дельте Нила. Назван он был в честь непобедимого полководца и положил начало множеству аналогичных Александрий в азиатских землях. Таковых, за время правления великого завоевателя, построили целых семьдесят. Все они канули в тьму веков, а первая Александрия осталась и в наши дни является одним из крупнейших городов Египта.

Александр Македонский умер в 323 году до н. э. Его огромная империя распалась на несколько отдельных государств. Возглавили их диадохи – соратники великого завоевателя. Все они являлись выходцами из греческих земель и прошли долгий боевой путь от Малой Азии до Индии.

Земли Древнего Египта достались диадоху Птолемею Лагу (367-283 до н. э.). Он основал новое государство – Эллинистический Египет со столицей в Александрии и положил начало династии Птолемеев. Просуществовала династия долгих 300 лет и оборвалась со смертью Клеопатры (69-30 до н. э.) – дочери Птолемея XII. Романтический образ этой поразительной женщины до сих пор служит предметом многочисленных споров среди историков и всех тех, кто неравнодушен к пылким любовным страстям, перемешанным с холодным политическим расчётом.

Птолемей Лаг дал своим детям блестящее образование. По примеру македонских царей, вверявших своих чад ведущим философам того времени, новоиспечённый властелин пригласил в Александрию Деметрия Фолерского (350-283 до н. э.) и Стратона Физика (340-268 до н. э.). Эти учёные мужи являлись учениками Теофраста (370-287 до н. э.). Тот же, в свою очередь, учился у Платона и Аристотеля и продолжил дело последнего.

Дело это выражалось в философской школе. Называлась она ликей, а её учеников именовали перипатетиками. В ликее имелась библиотека. Она не содержала в себе большого числа рукописей, но сам принцип организации и работы подобного заведения был хорошо знаком и Деметрию Фолерскому, и Стратону Физику. Именно с их подачи Птолемей Лаг и загорелся идеей создать в Александрии великолепную библиотеку.

Ради объективности и исторической точности нужно отметить, что задумка касалась не только библиотеки. Первый греческий царь Египта предполагал создать мусейон – музей. Библиотека же рассматривалась как его часть – необходимое дополнение к астрономической башне, ботаническому саду, анатомическим кабинетам. В ней должна была храниться информация для тех, кто будет заниматься медициной, астрономией, математикой и другими необходимыми для общества науками.

Птолемей Лаг
Птолемей Лаг
Задумка, конечно, блестящая, лишний раз подчёркивающая высокий интеллектуальный и духовный уровень людей, живших в ту далёкую эпоху. Но Птолемею Лагу не суждено было воплотить свои мечты в жизнь. Он умер в 283 году до н. э, так и не осуществив столь глобальный и нужный проект.

Царский трон занял его сын Птолемей II Филадельф (309-246 до н. э.). Уже с первого года правления, он, в соответствии с волей отца, вплотную занялся как основанием Александрийской библиотеки, так и мусейона.

Истории, к сожалению, неизвестно, когда вся эта грандиозная задумка была воплощена в жизнь. Мы не знаем точной даты, конкретного дня, когда первые посетители вошли в просторные залы и взяли в руки свитки с бесценной информацией. Нам неизвестно даже конкретное место, где находилась Александрийская библиотека, и как она выглядела.

Доподлинно известно только то, что первым хранителем этого величайшего общественного заведения древности был Зенодот Эфесский (325-260 до н. э.). В Александрию этот уважаемый древнегреческий философ приехал по приглашению Птолемея Лага. Он также, как и его коллеги, занимался воспитанием детей первого греческого царя Египта и видимо произвёл на окружающих неизгладимое впечатление своими познаниями и кругозором.

Именно ему Птолемей II Филадельф и доверил решение всех организационных вопросов, связанных с только что начавшей работать библиотекой. Вопросов же этих было великое множество. Первый и самый главный – оценка подлинности и качества рукописей.

Папирусные свитки, содержащие в себе бесценную информацию, покупались царствующим домом у различных людей, в маленьких библиотеках, принадлежащих частным лицам или философским школам, а иногда и просто конфисковывались при таможенном досмотре на кораблях, бросающих свои якоря в Александрийском порту. Правда, такая конфискация всегда компенсировалась денежным вознаграждением. Другое дело – соответствовала ли выплаченная сумма подлинной стоимости рукописи.

Зенодот Эфесский и был главным арбитром в этом щекотливом вопросе. Он оценивал историческую и информационную ценность представленных ему на рассмотрение документов. Если рукописи отвечали тем жёстким стандартам, которые предъявляла Александрийская библиотека, то они тут же передавались в руки умелых мастеров. Последние проверяли их состояние, реставрировали, придавали им должный читабельный вид, и после этого свитки занимали своё место на полках.

Если же в руки греческого философа попадали рукописи с какими-то неточностями, неверными данными, то он помечал соответствующие абзацы специальными знаками. В последствии, любой читатель, знакомясь с данным материалом, видел, чему можно верить безоговорочно, а что подлежит сомнению и не является правдивой и точной информацией.

Иногда первому хранителю Александрийской библиотеки доставляли и явную подделку, купленную у нечистоплотных людей. Желающих нажиться на продаже свитков в то время было немало. Отсюда видно, что за последние 25 веков человеческая натура мало изменилась.

Также Зенодот Эфесский занимался классификацией рукописей. Он разделял их на различные тематики, чтобы служащие библиотеки могли легко найти необходимый для читателя материал. Тематик же было великое множество: медицина, астрономия, математика, философия, биология, архитектура, зоология, искусство, поэзия и многие-многие другие. Всё это заносилось в специальные каталоги и снабжалось соответствующими ссылками.

Разделялись рукописи также и по языкам. Практически 99% всего материала было написано на египетском и греческом языках. Совсем немного свитков писалось на еврейском и некоторых других языках Древнего Мира. Здесь также учитывались пристрастия читателей, поэтому некоторые ценные материалы, написанные на редком языке, переводились на греческий и египетский.

Большое внимание в Александрийской библиотеке уделялось и условиям хранения бесценных рукописей. Помещения тщательно проветривались, служащие следили за тем, чтобы в них не было сырости. Периодически все свитки проверялись на наличие в них насекомых, подпорченные же документы подвергались немедленному восстановлению.

Вся эта работа была очень сложная и трудоёмкая. Рукописей насчитывалось великое множество. Разные источники называют разные цифры. Скорее всего свитков лежало на полках в залах и в хранилище не менее 300 тысяч. Это огромное количество, соответственно и штат работников Александрийской библиотеки представлял из себя большой коллектив. Все эти люди содержались за счёт царской казны.

Рисунок, изображающий зал Александрийской библиотеки
Под сводами Александрийской библиотеки
Птолемеи абсолютно безвозмездно 300 лет тратили огромные средства на содержание мусейона и библиотеки. Из поколения в поколение греческие цари Египта не только не охладевали к этому детищу, а наоборот, всячески старались расширить его и улучшить работу.

При Птолемее III Эвергете (282-222 до н. э.) появился филиал Александрийской библиотеки. Основан он был при храме Сераписа – вавилонского бога, используемого Птолемеями в качестве высшего божества, равного Осирису (царь загробного мира у древних египтян). Таких храмов было много на подведомственных греческой династии землях. Каждый из них носил одно и то же название – Серапеум.

Именно в Александрийском Серапеуме и расположился филиал библиотеки. Это лишний раз подчёркивает значимость данного общественного заведения, так как Серапеумам предавалось огромное политическое значение. Их функция заключалась в сглаживании религиозных разногласий между исконными жителями этих земель египтянами и греками, которые в большом количестве приезжали в Древний Египет на постоянное проживание после прихода к власти Птолемеев.

При Птолемее III Александрийской библиотекой, на протяжении 40 лет, руководил третий хранитель (второй хранитель Каллимах – учёный и поэт ) – Эратосфен Киренский (276-194 до н. э.). Сей почтенный муж являлся математиком, астрономом, географом. Он также увлекался поэзией и неплохо разбирался в архитектуре. Современники считали его не уступающим по интеллекту самому Платону.

По настоятельной просьбе царя Эратосфен Киренский прибыл в Александрию и с головой окунулся в многообразную, интересную и сложную работу. При нём был полностью переведён с еврейского на греческий язык «Ветхий Завет». Этот перевод библейских заповедей, которыми руководствуется и современное человечество, называется «Септуагинта».

Именно при этом человеке в Александрийской библиотеке появился «Астрономический каталог». Он включал в себя координаты более 1000 звёзд. Появилось также много работ по математике, в которой Эратосфен был большой дока. Всё это ещё больше обогатило величайшее общественное заведение Древнего Мира.

Систематизированные, подобранные с особой тщательностью источники знаний способствовали тому, что в Александрию приезжало множество образованных людей, стремящихся улучшить и углубить свои познания в разных областях науки.

В стенах библиотеки работал древнегреческий математик Евклид (умер 273 до н. э.), Архимед (287-212 до н. э.), философы: Плотин (203-270 до н. э.) – основатель неоплатонизма, Хрисип (279-207 до н. э.), Гелесий (322-278 до н. э.) и многие-многие другие. Очень большой популярностью Александрийская библиотека пользовалась у врачей Древней Греции.

Дело заключалось в том, что по существующим тогда законам, на землях Балканского полуострова нельзя было заниматься хирургической практикой. Резать тело человека категорически запрещалось. В Древнем Египте на этот вопрос смотрели совсем иначе. Многовековая история создания мумий уже сама по себе предполагала вмешательство режущих инструментов. Без них мумификация была бы невозможна. Соответственно и хирургические операции рассматривались как дело обыденное и привычное.

Греческие эскулапы использовали любую возможность, чтобы уехать в Александрию и именно в стенах мусейона совершенствовать своё мастерство и знакомиться с внутренним устройством человеческого тела. Необходимый теоретический материал они черпали в стенах Александрийской библиотеки. Здесь имелось огромное количество информации. Вся она была изложена на древнеегипетских свитках, тщательно отреставрированных и отсортированных.

Дело Эратосфена Киренскийского продолжили другие хранители. Многих из них приглашали из греческих земель в качестве учителей для венценосных отпрысков.

Это была устоявшаяся практика. Хранитель библиотеки одновременно являлся и наставником очередного наследника престола. Ребёнок с младых лет впитывал в себя саму атмосферу, дух величайшего общественного заведения древности. Вырастая и получая власть, он уже рассматривал Александрийскую библиотеку как что-то родное и до боли близкое. Самые лучшие воспоминания детства были связаны именно с этими стенами, а потому они всегда холились и лелеялись.

Закат Александрийской библиотеки приходится на последние десятилетия I тысячелетия до н. э. Возросшее влияние Римской республики, борьба за власть между Клеопатрой и Птолемеем XIII привели к серьёзному политическому катаклизму. Вмешательство римского полководца Юлия Цезаря (100-44 до н. э.) помогло Клеопатре в её стремлении к единоличному и безраздельному царствованию, но негативно сказалось на культурном наследии великого города.

По приказу Юлия Цезаря был подожжён военный флот, выступивший на стороне Птолемея XIII. Огонь стал безжалостно пожирать суда. Языки пламени перекинулись на городские постройки. В городе начались пожары. Они в скором времени добрались и до стен Александрийской библиотеки.

Люди, занятые спасением своих жизней и имущества, не пришли на помощь тем служителям, которые пытались спасти для будущих поколений бесценную информацию, запечатлённую на свитках. В огне погибли рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида. Навсегда канули в вечность манускрипты древних египтян, содержащие в себе данные о зарождении человеческой цивилизации. Огонь безжалостно сожрал медицинские трактаты, астрономические и географические справочники.

Всё, что с огромным трудом столетиями собиралось по всему Средиземноморью, погибло в огне за несколько часов. Трёхвековая история Александрийской библиотеки закончилась. Это был 48 год до н. э.

Естественно, когда огонь потух и страсти улеглись, люди осмотрели содеянное и ужаснулись. Клеопатра, получившая безраздельную власть из рук Цезаря, пыталась восстановить былое величие и гордость своих предков. По её приказу библиотеку отстроили заново, но бездушные стены не могли заменить то, что должно было за ними храниться.

Очередной поклонник царицы римский военачальник Марк Антоний (83-30 до н. э.) пытался помочь укомплектовать библиотеку новыми рукописями. Их доставляли из разных мест, подконтрольных Римской республике, но это уже были далеко не те манускрипты, на которых учились великие философы древности.

В 30 году до н. э. Клеопатра покончила жизнь самоубийством. С её смертью прекратилась династия Птолемеев. Александрия превратилась в римскую провинцию со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Александрийская библиотека продолжила своё существование, но серьёзных денежных вливаний никто в неё уже не делал. Она просуществовала ещё триста лет. Последнее упоминание о библиотеке приходится на 273 год. Это время правления римского императора Аврелиана (214-275), кризис Римской империи и война с Пальмирским царством.

Последнее представляло собой отколовшуюся от империи провинцию, провозгласившую свою независимость. Это новое государственное образование очень быстро набрало силу при царице Зенобии Септимие (240-274). Город Александрия оказался на землях этого царства, поэтому гнев римского императора Аврелиана отразился и на нём.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Александрия была взята штурмом и сожжена. В этот раз Александрийскую библиотеку спасти уже ничто не могло. Она погибла в огне и навсегда прекратила своё существование. Существует, правда, версия, что и после этого пожара библиотеку частично восстановили, и она просуществовала ещё 120 лет, окончательно канув в небытие только в конце IV века.

Это были годы бесконечных гражданских войн и время правления последнего императора единой Римской империи Феодосия I (346-395). Именно он отдал приказ об уничтожении всех языческих храмов. Библиотека находилась в Александрии при Серапеуме (храм Сераписа). Согласно приказу императора, его сожгли в числе множества других подобных сооружений. Окончательно погибли и жалкие остатки когда-то величайшего кладезя человеческих знаний.

На этом можно было бы поставить точку в этом грустном повествовании. К счастью, на земле хоть и редко, но происходят чудеса. Александрийская библиотека возродилась, как птица Феникс из пепла. Случилось это чудо в 2002 году в городе Александрии.

Фотография библиотеки Александрины
Библиотека
Александрина
Взорам людей предстало величайшее сооружение с оригинальной архитектурой из стекла, бетона и гранита. Называется оно «Библиотека Александрина». В строительстве этого здания приняли участие десятки государств. Руководило работами ЮНЕСКО.

Возродившаяся библиотека имеет огромные площади, множество читальных залов, хранилища, рассчитанные на 8 миллионов книг. Главный читальный зал располагается под стеклянной крышей и большую часть суток залит солнцем.

Современные люди отдали дань уважения далёким предкам. Возродили великие традиции, похороненные под грудой пепла почти 1000 лет назад. Это лишний раз доказывает, что человеческая цивилизация не деградирует, а продолжает свой духовный рост. Пусть этот процесс идёт медленно, но он неотвратим в потоке времени, а тяга к знаниям не угасает с поколениями, а продолжает довлеть над человеческими умами и заставляет нас делать подобные благородные поступки.
Комментарии (0)
Кнопка сайта SPY.UZ