Возврат товара без гарантии — Реально?!
Гость
11 января 2015
|
Вот и отгремели новогодние праздники. У кого – то они оставили чувство радости и счастливой утомлённости, проведенными выходными, а кого – то до сих пор не покидает чувство неудовлетворенности и мучает червь сомнения. Нет, не празднествами и количеством выпитого, как можно предположить, а, как ни странно, полученными новогодними подарками в честь этих самых бодрящих торжеств. А самые большие подарки мы получаем от кого? Правильно, от себя! И конечно, же когда мы покупаем, себе какой-нибудь дорогостоящий подарок, на отложенные за целый год деньги (у кого-то за месяц), мы обоснованно верим и полны чистых надежд, что сей «гифт» окупит наши преданные ожидания, известным брендом и заявленными примочками. Да. Обычно, так и бывает: выбираешь подарок в магазине, привозишь его домой, раскрываешь коробку, включаешь, и он работает! Работает и работает, как бельчонок в колесе! И миссия «купи вещь и не попади» заканчивается фейерверком хэппи энда. Не так радостно бывает, когда покупка завершается не так прянично. Иногда судьба, видимо, хочет испытать крепость нашей психики, и подкидывает сюрпризы в виде вещей, которые вначале нам нравятся во время покупки, а после того как мы привозим их домой, уже нет, становясь какими-то блеклыми в наших глазах и теряя былой рекламный лоск. То ли дизайн не подходит к интерьеру дома, то ли технические характеристики вещи оказываются не такими уж крутыми, а может размерчик оказывается не тем. Причин может быть масса, и однозначно их назвать бывает сложно, но одно будет ясно точно – испорченного праздничного настроения уже не вернёшь. Ну, а как тут не расстраиваться, ведь вещь то, не смотря ни на что, работает! Мы же все знаем, что по гарантии заменяют только дефектные вещи, сломанные по вине продавца, а не рабочий товар, ошибочно купленный самим же покупателем. Верно? Верно?? Да как бы, ни так! Нам что, теперь все праздники грустить прикажете? Из-за вещи то, пусть и дорогой? Ну, уж нет! В таких случаях, смело берём наш неудавшийся подарок и возвращаем его оторопевшему продавцу, со словами «согласно ст. 18 Закона РУз «О защите прав потребителей», я хочу обменять купленный мною товар, на другой, с возможным пересчетом стоимости, а в случае отсутствия такого товара в продаже - получить денежную компенсацию». А от себя, еще добавьте «Будешь спорить - приду с сотрудниками Госкомдемонополизации». И как результат, вещь вам, быстренько, обменяют на ту, которая вполне согласуется с вашими душевными капризами. Ну а если такой вещи не найдётся, получим обратно наши денежки. Проблемы решены! А улыбка счастья вновь озаряет наше лицо. Если остановиться и разобраться, что сейчас произошло, и почему продавец был вынужден, кисло улыбаясь, заменить нам рабочий товар, мы получим ответ в виде следующей юридической схемы. Условия статьи 18 Закона РУз «О защите прав потребителей» (далее – Закон) позволяют нам выйти за пределы, обычно принятых, рамок гарантийной замены товара. Уникальность этой правовой привилегии потребителя состоит в том, что, купленной вещью он может пользоваться, без нанесения ему ущерба, с сохранением его первоначального товарного вида, а потом спокойно сдать товар обратно на замену или возврат денег, пусть он и работал, без каких-либо нареканий. Главное здесь в том, чтобы это «потом» наступило не позже 10 дней со дня покупки вещи. Иначе, после 10 дней уже не получится бравировать юридическими терминами, и чего-то требовать обратно. Другая особенность ст. 18 Закона в том, что в содержании статьи, слово «аналогичный товар» не уточняется по критериям размера, цвета, техническим характеристикам, и другим специфическим особенностям товара, что позволяет нам требовать замену товара не по индивидуальному признаку, а по родовому. То есть, хотим мы, к примеру, заменить телевизор на больший размер диагонали или другой марки изготовителя, пожалуйста, требуйте замены, поскольку независимо от размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации, бренда или другого отличия заменяемого телевизора от другого, оба они связаны общим родовым признаком понятием «телевизор», что и относится к сути аналогичных товаров. Это подтверждается и пунктом 28 «Правил розничной торговли в Республике Узбекистан» от 13.02.2003г. за №75 (далее - Правила). Надо только помнить, что при замене на более дорогой или дешевый аналог, обязателен перерасчет ранее уплаченных вами денег, с доплатой потребителя или возвратом продавца. Про обязательное наличие доказательств приобретения заменяемого товара (квитанция, чеки) у конкретного продавца, я говорить не буду, не маленькие уже – должны знать с пелёнок. Исключениями ст. 18 Закона, являются случаи, когда вы хотите заменить вещь на другую, отличающуюся индивидуальными признаками. Скажем, телевизор на пылесос или на холодильник. Не спорю, в некоторых случаях продавцы идут на встречу и делают такую замену, так как принцип «новации» Гражданским кодексом ещё не отменён. Но это можно делать только с согласия продавца, заставить его по ст.18 Закона, в одностороннем порядке, вы не вправе. Да, чуть не забыл, имейте ввиду, что ст. 18 распространяется не на любой товар. Право замены не действует в отношении таких непродовольственных товаров, как медицинские препараты, предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические изделия, мебель, изделия из драгоценных металлов, товары бытовой химии, растения, автомобили и другие транспортные средства. К сожалению, следует отметить, что в п. 11 Приложения 1 к Правилам отдельные технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, также не подлежат замене и возврату в 10-двевный срок. Это: станки металлорежущие и деревообрабатывающие бытовые; бытовая радиоэлектронная аппаратура; бытовая вычислительная и множительная техника; фото и киноаппаратура; телефонные аппараты и факсимильная аппаратура; электромузыкальные инструменты и электронные игрушки. В их числе отмечены и электробытовые машины и приборы. Но в связи с тем, что подробного определения электробытовых машин и приборов в тексте Правил нет, а в Приложении №2 Правил под электробытовыми приборами не подлежащим безвозмездному предоставлению на период ремонта или замены товара аналогичной марки, приведены электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях, а также электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи, так горячо любимые нами телевизоры, пылесосы и холодильники все-ещё можно обменять в течение 10 дней, после покупки на аналогичную модель. Ок. С этим вопросом, вроде всё более-менее ясно. Ну, а как быть в случае, когда вы товар купили, а гарантию на него по неизвестным причинам продавец не дал. Вы вроде бы намекали пару раз, и подмигивали ему, а продавец под разными причинами, уклонялся выдать гарантию, не замечая, проявляемые вами столь навязчивые знаки внимания, после продажи товара. Хотя перед продажей, он клятвенно заявлял о длительном гарантийном сроке по качеству товара. Ну вы и махнули рукой, доверившись словам дельца - вещь то работает, а чего ещё надобно. Вот проходит пару месяцев и вдруг вы замечаете, что заветный прибор начинает барахлить, работать с перебоями или вообще перестаёт фурычить. Что делать? Конечно же бежим к продавцу, внутренне сжавшись перед предстоящим непростным разговором и в сердцах объясняем ситуацию, прося поскорее заменить сломанную вещь. Ведь на словах же он обещал гарантию на товар. Даже как-то, о годе стабильной работы обмолвился. Если вам попадётся совестливый продавец, он конечно, без лишних слов, заменит ненадёжный товар или вернёт деньги. Но попадись вам типичный продавец, жаждущий только скорой наживы, вы так легко, за проявленную доверчивость, не отделаетесь. Скорее всего получите невнятные извинения за невозможность замены из-за отсутствия гарантийного талона, и юридического основания для замены товара. Да, вы можете бушевать, что у вас на руках есть чек и что продавец обещал длительную работоспособность прибора, но увы-увы вы уйдёте из злополучного магазина несолоно хлебавши. Однако, выход есть и в этой ситуации, когда вы с гарантийным талоном оплашали. А именно, речь идёт о гарантии на товар, предоставляемый Законом, по умолчанию. Если взглянуть на ст. 13 Закона, то в середине текста статьи вы найдёте спасательный круг, в виде следующего текста: «Потребитель может реализовать права по замене, безвозмездного устранения недостатков, соразмерного уменьшения покупной цены товара или расторжения договора с возмещением понесенных убытков, если недостатки товара обнаружены в течение: гарантийного срока либо срока годности товара или шести месяцев по товарам, на которые гарантийные сроки и сроки годности не установлены». Видите как классно получается, может вы и забыли взять гарантию на товар, но законодательство то об этом не забыло. Целых шесть месяцев форы предоставило для нас. Пусть это не год, устно обещанный зазывалами, но полгода тоже «хлеб». Тем более, что за полгода можно, в большинстве случаев, оценить функциональность вещи. Как известно чек на товар у вас на руках. Берёте его, распечатывайте, для пущей эффективности статью 13 Закона, хотя это и не обязательно, и проделывайте то же представление с декламированием, только уже текста ст. 13 Закона перед обалдевшим продавцом, как было рекомендовано выше, в начале статьи. Положительный результат не заставит себя долго ждать. Ещё бы заставил, гарантия та, железо-бетонными чернилами прописана в тексте Закона, и ничего не остаётся продавцу, кроме как покорно исполнить наши обоснованные требования, а иначе... Иначе, будет то что, красочно описано главой 19 «Правил розничной торговли в Республике Узбекистан». И это ещё не предел. Во всей этой ситуации, очень забавным, на наш взгляд, является один момент. Вы знаете, в наших магазинах, кроме крупных бытовых приборов, которые действительно отличаются качественным изготовлением и гарантируются известными промышленными производителями, продаются и множество других электронных и электрических девайсов, выдача гарантии качества на которых, заводом-изготовителем попросту не предусмотрена. Поэтому продавцы продают такие товары без гарантии. Устно предупреждая покупателей об этом, но письменных указаний в технической документации не делают. А теперь представим, какая головная боль, обрушится на головы наших бедных продавцов вздумай, ушлые покупатели оперировать ст. 13 Закона, о полугодовой гарантии, на мелкие бытовые товары. Закон же не разграничивает гарантию по габаритам товара, а применяет шестимесячную гарантию повсеместно, от самого мелкого чайника, до необъятной плазменной панели. В случае чего, разорительной участи продавцов не позавидуешь. Хотя, может это только к лучшему. Качество продаваемых товаров повысится и это пойдёт на пользу всем нам. Кстати, против некоторых нерадивых продавцов не чтящих великую силу закона, помогут следующие телефоны Госкомдемонополизации Республики Узбекистан 2592132 и 2592054. Тимур Абдулазизов 12 января 2015
|