Как стать юристом после юридического института?
Гость
11 января 2015
|
С этой статьи мы начинаем цикл публикаций на тему, того что должен знать и уметь начинающий юрист, после окончания высшего учебного заведения. Очевидно, что после получения диплома о высшем юридическом образовании, мы не можем с уверенностью сказать, о соответствии полученного диплома качеству наших знаний в реальной жизни. Иначе, нас бы, уже с порога вуза хедхантеры разбирали на валюту, а работодатели закидывали бы заманчивыми предложениями карьерного роста. Действительность же показывает, что компании, прежде чем нанимать на работу, обязательным критерием трудоустройства указывают наличие опыта работы по вакантной должности. Значит, пробел в знаниях все же имеется. Мы не хотим сказать, что вуз не даёт нам знаний, он даёт, достаточно только вспомнить отдельных профессионалов муштровавших нас. Да и стоимость контракта вполне себе мотивировала. Волей-неволей захочешь учиться. Но все же, эти знания в большинстве своём были теоретическими, а нам так хотелось практики, что мы часто уходили от утвержденной учебной программы, забрасывая преподавателя более насущными вопросами правовой практики. Да, нормы материального и процессуального права мы проходили на отлично, подробно разбирая императивные и диспозитивные нормы законодательства, но важнейший вопрос создания инструментов работы с этими нормами, к сожалению, оставался за пределами лекционных занятий. Спросите, что же это за инструменты такие, без которых не обойтись будущим легатам юриспруденции? Все зависит от сферы, в которой вы будете работать. Если в цивилистике, а проще в гражданской, то это: договоры, протоколы, приказы, письма, претензии, акты, счета, исковые заявления, отводы, ходатайства, юридические заключения. Если в правоохранительной, это: постановления, протоколы, представления, предписания. И это притом, что мы не говорим о видах и типах документов-инструментов, а привели только основные из них, первые пришедшие на ум. Теперь понятна наша озабоченность этой проблемой? Маленький пробел в знаниях студентов-правоведов, на первый взгляд составителей учебной программы, превращается в огромную дырень, когда вы спрашиваете новоиспеченного юриста, может ли он составить хозяйственный договор или постановление по делу. Напрашивается вывод, сколько бы вы не красовались дипломами и не распространялись на правовые премудрости, без умения составлять и работать с вышеуказанными правовыми рычагами юридической машины, цена вашим знаниям ноль! И даже, отличные оценки в дипломе, никак не убедят работодателя, в вашей профпригодности. Ну, может только до первой ошибки. Обидно? Ещё как! Мы же так долго учились! Некоторые даже 6 лет, а совсем упорные и по более, но получается по настоящему не доросли до заслуженного звания юриста. Мы можем долго винить в перекосе теоретических и практических знаний выпускников руководство вуза. Но, честно говоря, вина лежит не только на них. Взгляните или вспомните, расписание учебы в вузе. Там есть всё. И уроки гражданского права, и уголовного с административным, и даже, на моей памяти, такого экзотического предмета, как налогового права. То есть, de-jure все тип-топ! Изучение всех основных направлений законодательства предусмотрено. Тогда, в чем же проблема, в преподавателях? Не сказать бы. Они учат ровно тому, что указано в расписании. На большее учебных часов не выделено. Там же нет специальных уроков по составлению юридических документов. Поэтому такой важный вопрос проходит вскользь, в зависимости от оставшегося времени от основного занятия, упорства преподавателя и, конечно же, заинтересованности самих студентов. А вот если бы такой предмет был, наверное, необходимости в настоящей статье не было бы. Мы не зря оговариваемся, словом «наверное», потому как, часто сами преподаватели, будучи вчерашними магистрантами и сегодняшними аспирантами, не имеют практического опыта работы в правовой сфере и вполне может быть, что учительский состав сам нуждается в дополнительном обучении. Судя по всему, проблема, в целом, не в самой системе программы обучения, а в её оптимизации, с включением в программу специальных предметов по составлению юридических документов и исключением около юридических уроков. Бесспорно, значение таких предметов как философия, психология, просвещение и просветительство не переоценить, но давайте взглянем правде в лицо, это нужно делать в рамках соответствующих факультетов отдельных образовательных учреждений, а не в ущерб нужных, необходимых, и крайне важных юридических дисциплин, в конечном счете, определяющих квалификацию юриста. Мы не против факультативных предметов, но это должно осуществляться только в сочетании с полным специализированным образовательным процессом юридического вуза, без его урезания. Говорить о совершенствовании юридической образовательной программы можно долго и обстоятельно. Однако, до определения приоритетов и реформирования системы образования, необходимо действовать с сегодняшней отправной точки и решать вопрос становления правоведа в условиях имеющейся действительности. Итак, как же быть сегодняшним студентам, как же им стать эталонными юристами, после завершения учебы, способных блестяще работать в юридической сфере и восхитить работодателей, подняв свой персональный авторитет, а также престиж своего вуза? Для этого потребуется проявление неординарности в обучении. А именно, занятие самообучением, прочитывание юридической литературы, не входящей в базовую учебную программу, участие в различных правовых кружках, расширение своего кругозора не только юриспруденцией, но и другими научными предметами, наиболее близкими из которых к юриспруденции являются экономика и финансы, тесно проявляющие себя в составлении договоров и уголовных дел. Самое главное, не ограничивайтесь тремя месяцами юридической практики в конце ежегодных учебных семестров. Мы то знаем, что эти три месяца научат нас только хорошо заваривать чай и бегать по поручениям, ну может, дадут еще попечатать, но не более. Это не потому что, нас не любят или принципиально не хотят учить, а потому что за три месяца доверия не заслужишь. А без доверия, как известно, никто откровенничать с тобой не будет, не то что профессиональными секретами делиться будет. Поэтому после окончания практики обязательно попроситесь в эту организацию обратно, поработать волонтером на бесплатной основе, после или до учебы, в свободное от занятий время. Пусть слово бесплатность вас не пугает, вы пришли получать знания, поэтому оплату будете получать не деньгами, а полезной информацией по составлению юридических документов и опытом работы, так сказать в натуре. А к моменту получения диплома и трудоустройства, вы можете выставить работодателю таксу с процентами, поскольку вы уже не зеленый новичок, а матерый специалист. Если организация, в которой вы проходили практику, вам не подошла, вы можете, после практики найти сферу и организацию по нраву. Надо только договориться с их руководством на тех же безвозмездных условиях работы помощника юриста, и работать, работать, работать! Не отчаивайтесь, что в таком случае, у вас не будет средств на карманные расходы. Как показывает жизнь, старательные и добросовестные волонтеры не остаются без финансовой поддержки своих руководителей. Вот и все! С рецептом подготовки профессионального юриста мы с вами поделились. Понятно что, следование этим советам означает принесение большой жертвы и отказ от многих радостей праздной студенческой жизни. Потому что, все свободное время от учебы вам надо будет пахать, часто до 10-11 часов ночи, а наутро, не выспавшись, лихорадочно дописывать домашку на лекционных занятиях. Но все трудности очень скоро забудутся, а лишения покажутся сущими пустяками, когда вместе с получением диплома вам заслуженно предложат кресло юридического эксперта в крупной компании, с не менее крупным окладом или должность старшего следователя, в городском управлении внутренних дел, с неслабыми полномочиями. Тимур Абдулазизов 12 января 2015
|