Часто бывает так, когда ты знаешь, что ты на 100% прав, но не знаешь, как эту правоту доказать перед другими и куда обратиться в Узбекистане, чтобы твою правоту признали и защитили тебя от неправомерного посягательства третьих лиц.
Единственным и основным способом защиты прав является составление обращения по возникшему вопросу, нарушения ваших прав. Закон предусматривает и устный способ обращения, но давайте вспомним государственных чиновников, когда мы чего-то устно от них требовали. Правильно, нам молча указывали на дверь. Только грамотно составленное обращение позволит вам стать на один уровень с людьми, к которым у вас есть претензии, а может и поднять повыше. Нижеследующие рекомендации, вам объяснят как это правильно сделать.
Первое, на что следует обратить внимание, перед обращением куда-либо это определение ясности ситуации по возникшему вопросу. К примеру, если работник коммунальных служб вымогает с вас деньги за устранение неполадок в системе отопления вашего дома, то ситуация предельно ясна и вам следует обращаться в правоохранительные органы (прокуратура, органы внутренних дел) для применения к нерадивому работнику соответствующего наказания за совершение преступного деяния в виде вымогательства.
По другому, надо действовать, когда ситуация осложнена тем, что работник коммунальной службы не требует с вас денег, но уклоняется от выполнения обязанностей ссылаясь на многочисленные служебные обстоятельства. В таком случае, следует, сперва, письменно обратиться в государственный орган, где работает этот работник, с указанием, игнорирования ваших просьб. Если это не сработает или сработает не так как надо. Вы спокойно, можете обратиться в вышестоящий орган, этой государственной организации с тем же письмом, только ещё и с указанием, того, что вы уже обращались в нижестоящую организацию и мер принято не было.
Как показывает практика в 90% случаев, это схема срабатывает и получив нагоняй от «старших» нижестоящие структуры тут же начинают разбираться с вашей проблемой и с невиданным доселе усердием решать её. Спрашивается, нужно ли было доводить до этого, если все могло решиться проще? Но это уже тема для отдельной диссертации.
Говоря об оставшихся 10% случаях, когда обращение в вышестоящие органы не принесло результата, следует напомнить, что не все люди отличаются разумностью и надо в таких случаях простимулировать сознание таких чиновников обращением в прокуратуру. Результат не заставит долго ждать. Обычно органы прокуратуры решают такие затяжные дела на раз, одним представлением, а в тяжелых случаях и постановлением.
Считаем необходимым предупредить, что злоупотреблять обращениями в прокуратуру не стоит. Во-первых, потому что, законодательство требует сначала обратиться по решению конфликтного вопроса, непосредственно в сами организации, и уже потом в другие. Во-вторых, обращение в прокуратуру должно содержать ясную картину нарушения ваших прав, с наличием конкретных доказательств их совершения, в противном случае, необоснованная жалоба в прокуратуру чревата последствием признания ваших действий клеветническими.
Но что делать в ситуациях, когда факт нарушения ваших прав есть, но профильные государственные органы достаточно обоснованно уходят от ответственности, ссылаясь, что это работа других организаций. Часто, это можно наблюдать в сфере жилищно – комунального хозяйства, когда вы требуете от ГУП «Таштеплоэнерго» обеспечения качественного отопления, однако они винят в происходящем «ТСЖ» (по старинке «жэк»), что якобы товарищество не обеспечило надлежащее состояние инженерных коммуникаций труб дома, наличие забитости стояков из-за отсутствия продувки системы отопления и приводят прочие отговорки. Это считается именно отговорками, так как, несмотря на наличие возможной вины товарищества в неудовлетворительном состоянии труб, государственным органом, уполномоченным контролировать правильность использования тепловой энергией является ГУП «Таштеплоэнерго» и местный орган государственной власти – хокимият. Поэтому, ГУП «Таштеплоэнерго» не имеет право просто перекинуть ответственность на товарищество, но должно принудить, как товарищество, так и отдельных жильцов, нарушивших разводку труб, привести в надлежащее состояние инженерные коммуникации, согласно с возложенными административными полномочиями.
Вернёмся, все же к вопросу заголовка нашей статьи, как быть в таком случае, потому как наглядно видно, что имеется спор между тремя сторонами: потребителем, теплоснабжающей организацией и товариществом жильцов. В подобных случаях, ничего не остаётся, как обратиться в суд с иском к обеим ответчикам, к ГУП «Таштеплоэнерго» и ТСЖ. Причем, из-за спора, обращаться в прокуратуру или другие правоохранительные структуры власти бесполезно, поможет только суд, а именно суд по гражданским делам по вашему району, который должен разобрать спор.
Примечательно, что когда дело доходит до жалоб, мы не остановимся ни перед каким органом и отправим обращение куда угодно, но стоит завести разговор о суде, как боевой пыл, метавший молнии и сметающий все на своём пути, секунду назад, тут же сникает. Все от того, что мы боимся публичного выступления, так как думаем, что надо быть оратором, для защиты своих прав в суде и досконально знать законы. Наверное, ещё потому что в сознании старших людей свеж ещё советский период, когда суды во многом ассоциировались с уголовным производством, а не гражданским. Однако, бояться суда не стоит, суд отличается от любого другого государственного органа, только тем, что берет деньги за рассмотрения вашей жалобы и заставляет вставать и садиться при появлении судьи. В остальном все происходит, ровно также как и в других государственных органах, вас просят огласить вашу жалобу, именуемую в суде иском и после опроса о фактических обстоятельствах дела, суд выносит решение. В случае с иском, между ГУП «Таштеплоэнерго» и ТСЖ потребитель только выиграет, так как если суд признает виновным первого ответчика, потребитель не будет платить за отопление, если второго, то будет освобожден от уплаты ежемесячных платежей в товарищество в размере стоимости отопления за расчетный период, то есть год.
Порядок обращения граждан в органы государственной власти и другие организации с гос. долей регламентирует Закон РУз «Об обращениях граждан». Согласно этому закону обращения граждан могут быть поданы в виде заявлений, предложений или жалоб. Некоторые граждане, желая обратиться куда-либо за защитой своих прав, по принципиальным причинам, не желают обращаться видя слово жалоба в обращении, так как по своей натуре не любят взывать к жалости или жаловаться на кого-то. В таких случаях, надо просто назвать обращение не жалобой, а заявлением, что и звучит поофициальней и соответствует больше действительности. Закон не ограничивает в выборе названия обращения.
Для составления обращения возьмите чистый лист бумаги, укажите в левом, верхнем углу листа название организации, куда вы обращаетесь. Чуть ниже в центре укажите название обращения. После чего, со ссылкой на Закон РУз «Об обращениях граждан», произвольно опишите в обращении случай нарушения ваших прав и ваши требования которые вы выдвигаете. Старайтесь приводить в обращении больше ссылок на статьи нормативных актов. Тем больший нормативный вес в ваших требованиях, тем страшнее их будет игнорировать. Закончите обращение, указанием вашего имени и фамилии, и датой составления обращения. Обязательно, укажите в конце обращения, ваш адрес и место жительство, иначе ваше обращение просто не будет рассмотрено, из-за его анонимности. Закончив, составлять обращение подпишите его.
Теперь самое интересное. Отправка обращения к адресату. Некоторые люди составив обращение, относят обращение нарочно в организацию, где им неофициально ставят препоны, отказывая в получении письма. Даже бывают случаи, когда полученные нарочно обращения, бесследно исчезают. А все потому что, часто нет доказательств в получении адресатом письма. Чтобы сэкономить нервах и на деньгах, и просто получить моральное удовлетворение, отправляйте ваше обращение почтой и не забудьте взять квитанцию об отправке. Проверено! Самый надежный и легкий официальный способ отправки обращений и любых других документов. Достаточно, заполнить конверт и вложить туда ваше обращение. Стоимость отправки, в пределах возможности любого, 200-300 сум.
Ещё более простой и доступный способ составления и отправки вашего обращения это «Единый портал интерактивных государственных услуг» на сайте my.gov.uz. Не надо, даже думать, как правильно составить заявление, все уже придумано за вас. Единственным недостатком является отсутствие в списке организаций, некоторых из них, очень востребованных для обращений. Но думаю, что это временный просчет. А пока, вы можете использовать старый проверенный способ отправки почтой.
Некоторые люди скептически настроены и относятся к способу защиты прав, посредством обращения, считая их недейственным способом решения проблем и относя их к уделу малоимущих. Люди, считающие так, имеют право на своё мнение, и наверняка обладают достаточными средствами для решения своих проблем. Но реальность такова, что денег на всех не хватит, а ответственность за несвоевременную дачу или отказ в даче ответа на обращение, установлена жесткая - ст. 144 Уголовного кодекса РУз, и почему то она меня убеждает, что моё обращение не останется без должного внимания.
Тимур Абдулазизов
юридический эксперт