ГлавнаяБлогиБулгарыБулгары.Часть1 С.В. Трусов
adattive - мобильная тема

Булгары.Часть1 С.В. Трусов

Автор
Опубликовано: 3124 дня назад (16 октября 2015)
Блог: Булгары
0
Голосов: 0
Булгары.Часть1



С.В. Трусов

Булгары

Часть1



Булгары оказали на чалдонов и восточных славян наибольшее влияние из всех народов, которых относят к восточным кочевникам. Но на самом деле племена булгар никогда не жили на восточной окраине евразийских степей. Гази-Барадж пишет: «Но булгары, подчинявшиеся кара-масгутам, примкнули к Булюмару при поднятии им родного асского стяга Бараджа в виде войлочного Шара красного цвета с пучком разноцветных лент над ним»(299). Булюмар, напомню, это вождь гуннов. Кара-масгутами булгары иногда называли сакланов (скифов и сарматов Причерноморья). Из этого отрывка можно было бы понять, что гунны прямые родственники булгар. Но такое утверждение, как мы выяснили в предыдущей главе, базируется на двойственности истории булгар, которые выводили свои истоки не только из индоарийского прошлого собственно булгар, но из гуннского происхождения своих правителей. Также истоки гуннской истории поддерживались кооптированием в булгарскую нацию гуннов и финно-угров, которых булгары впоследствии считали своими прямыми родственниками.

О гуннской составляющей в истории булгар я уже рассказал, поэтому здесь начну с рассказа, поведанного нам древнебулгарскими летописцами, об индоарийском происхождении их предков.

Выше я говорил о том, что булгарское слово «угыр» и славянское «гора» - это общие для обоих народов архаизмы. История булгар, описанная древнебулгарскими авторами, доказывает, что такое могло быть. В их изложении булгары во времена их индоевропейского прошлого были индоарийским народом (носителем гаплогруппы R1a). Я уже не раз обращался к начальной истории булгар, изложенной Гази-Бараджем и сеидом Гали. Вкратце напомню. Авторы выводят происхождение булгар от синдийцев, которые отделились от индоарийской общности и ушли на завоевание Индии. Потом часть этих племен из-за религиозных разногласий отпочковалась от остальных индийцев и вернулась в юго-восточную часть среднеазиатских степей, примыкающих к горе Самар (очевидно, что именно данные горы имэнцы называли Имэн). Через некоторое время опять из-за религиозных разногласий (ученые подсчитали, что 98% войн на земном шаре произошло по религиозным соображениям) часть этих племён, называющих себя ещё самарами, ушла на запад. По пути, на Кавказе (по Геродоту на реке Аракс) от них отстали ас-колы (по Геродоту скифы-сколоты). Самары захватили многие территории в Закавказье, на Ближнем Востоке, в Малой Азии. По словам Гази-Бараджа они достигли Мисра (Египта), «где также некоторое время жили и построили немало гор - Самаров или Джукетау»(300). В Месопотамии они завоевали города-государства Шумера. Очевидно, что название «Шумер» - это позднее название страны, данное ей завоевателями-самарами. Самары, захватившие Месопотамию, были правящим меньшинством среди арабского и имэнского населения.

Информацию, подтверждающую правдивость изложения древнебулгарских сведений о Шумере, читайте в в статье «О Шумере и самарах».

Булгары, согласно их национальным летописцам, хотя и были кочевым народом, но с древности специализировались не на скотоводстве, а на военной службе правителям, способным платить звонкой монетой. Можно подойти и с другой стороны. Булгары сформировались как племя, из индоарийских воинов, которых набирали для воинской службы. Видимо такие воины жили вместе, и им разрешалось иметь семьи. Сначала они долгое время служили своим единокровным правителям городов-государств позднего Шумера. Согласно сеиду Гали, арабы в середине 4 тысячелетия до н.э. изгнали большую часть имэнцев из этих мест. Но затем сюда вторглись самары-индоарийцы, покорившие местное полиэтничное общество, состоящее в основном из оставшихся в этих местах имэнцев и арабов (аккадцев). Сеид Гали пишет, что арабское большинство постепенно ассимилировало местное население, но булгары оставались в расовом отношении чистыми: «После Потопа численность самарцев стала еще меньшей, и поэтому в Самаре верх одержал арабский язык. На нем стали говорить даже правители владений из рода Мара. И только булгары сохраняли свой самарский язык. А всех тех самарцев, которые стали говорить на арабском языке, булгары стали называть берджулами, а арабский язык - берджулским. Но при этом булгары не перестали служить своим царям, пусть и ставшим берджулами»(301).

Затем Шумер захватили персы и булгары стали служить уже им. Вот что пишет про этот период истории сеид Гали: «Одну часть булгар во главе с Мосхой персы поселили в двух местах Кафской области, которые потом отошли к Гурдже, другую - в Азербайджане, а третью, азарканцев - в Хорасане. Это успокоило живших там тюркмен, не доверявших персам»(302). Другими словами, булгар расселили в двух местах в Закавказье, а также в Хорасане (Средняя Азия). Тюркмены - индоевропейские кочевники, массагеты и саки (носители гаплогруппы r1b).

Когда Александр Македонский, которого булгары называли Аламир-Султаном, а персы Искандером Зулкарнайном (Двурогим), разгромил Персию, булгары стали служить ему, но не долго. После его смерти, они стали наниматься к различным правителям Закавказья, которые не отличались особым могуществом, а значит и не могли достойно содержать большую армию. Македонский, как известно, разгромил скифов Средней Азии (так греки называли всех кочевников). Сеид Гали говорит о том, что разгромленные масгуты ушли в Кара-Саклан, где убили вождей, а народы подчинили себе.

Ещё раз напомню, что булгарские летописцы всех западных индоевропейских кочевников называли сакланами, либо кара-сакланами, а всех восточных ак-сакланами, либо масгутами, вне зависимости от их племенной, либо этнической принадлежности. Точно так же персидские авторы называли всех кочевников саками. Обитатели причерноморских степей были для персов «дальними саками», а кочевники Средней Азии, соответственно – «ближними». Таким же образом именовали индоевропейских кочевников греки, только вместо термина «саки» они употребляли «скифы». Но мы с вами знаем, что в Средней Азии с древних времён обитали тюрки – племена тормэнов, предков современных германских народов, которые ещё назывались массагетами, саксами, дахами, англами и т.д. Затем в юго-восточной части их ареала поселились индоарийцы. Уже в середине 1 тысячелетия до н.э. часть как массагетов, так и индоарийцев была подчинена Персидской державе. Так появились в Средней Азии ещё и ираноязычные кочевники.

В результате вторжения Александра Македонского в Бактрию и Согдиану с насиженных мест были согнаны многие кочевые племена, не желающие подчиняться грекам. Волна среднеазиатских кочевников двинулась на север и вторглась в земли савроматов. Массагеты в основном мигрировали в Семиречье (Киргизия, Восточный Казахстан и Северо-Западный Китай). А сарматы на плечах убегающих савроматов ворвались в европейские степи, где после долгих войн подчинили себе все местные скифские племена (кроме крымских скифов). Когда сарматы захватили власть в Причерноморье часть кавказских булгар (5 тысяч человек) нанялась к ним на службу и была поселена на Кубани. Но уже при следующем сарматском царе у булгар появились неприятности: «Когда власть в Кара-Саклане перешла к роду младшего сына Азака, Алана, положение булгар изменилось. Алан отстранил других братьев от власти и стал всячески стеснять булгар, поддержавших старшего сына Азака, Аспаруха. Поэтому, когда на Агидель пришел первый хонский вождь Кама-Батыр, и образовал государство Буляр, большая часть булгар немедленно признала его капом и стала служить ему»(303). Здесь: не путать сарматского Аспаруха, жившего до н.э. с булгарским ханом Аспарухом, уведшим в 7 веке часть булгар на Балканы. Кама-Батыр прибыл на Волгу в 1 веке до н.э.

Часть попавших в немилость булгар вернулась в Закавказье. Другая часть продолжала жить в предгорьях Кавказа до тех пор, пока в Заволжье и на Урале не появился Кама-Батыр со своими финно-уграми и гуннами. Булгары нанялись на службу к Кама-Батыру. Именно тогда, на рубеже эр состоялось первое единение булгар с финно-уграми и гуннами. В истории государства, созданного Кама-Батыром тоже, видимо, были черные дни. По крайней мере, сеид Гали сообщает, что через некоторое время отсюда откочевала значительная часть булгар, которая ушла на юг на службу к персам. Вероятно, речь идёт о службе Сасанидам, воссоздавшим империю персов в 224 году н.э.

Закавказье можно считать одной из главных родин булгар. Булгары жили там еще в те времена, когда персы в 6 веке до н.э., по словам сеида Гали, поселили их в двух местах Закавказья. Потом, после того как Александр Македонский разгромил персов, а сам умер: «…кафские булгары стали служить азербайджанским царям». В период римско-персидских войн булгары вновь служили персам. Позднее сюда переселялись с севера булгары, породнившиеся с гуннами, а затем и сами гунны, изгнанные из Саклана сабарами (саварами, савирами). Породнившиеся с гуннами булгары называли районы проживания своих родственников Хонджаками (гуннская земля). Хонджаков было два – один на территории Грузии, другой Азербайджана. Утигов (ути, утигуров), живущих в Закавказье, упоминают средневековые персидские и армянские историки. Булгарские балтавары и ханы, не теряли связь со своими закавказскими родственниками и многократно посылали отряды для защиты Хонджаков. В качестве примера, приведу рассказ Гази-Бараджа о походе булгарского балтавара Сулаби, правившего Кара-Сакланом с 700 по 727 год: «Однако, когда Кук-Куян сообщил ему о том, что гурджийский бек стал притеснять Хонджак в отместку за помощь хонов своим собратьям, балтавар вышел в поход. Наши легко разбили нестойких в бою гурджийцев и вновь схватили Джухмана. Но его седобородый отец вдруг явился в булгарский лагерь и предложил Сулаби взять его в плен в обмен на свободу сына. Пораженный такой сильной родительской любовью, Сулаби не только даровал свободу и отцу, и сыну, но и побратался с Джухманом и взял его имя. Обрадованный гурджийский бек дал слово не притеснять Хонджак и платить хакану дань, и Сулаби с легким сердцем отправился восвояси...» Здесь: Кук-Куян – хазарский каган; Гурджа – Грузия; Джухман – грузинский князь.

Хонджаками данные территории называли в основном булгары. Тем не менее, этот топоним дошел до наших дней в названии исторической местности и города Ганджа (азерб. Gəncə́, армян. Гандзак). Вообще, азербайджанский Хонджак, судя по описанию, полностью соответствует территории Кавказской Албании. Основной рекой в этой местности является река Кура, которую булгары называли Карачаем. Родом из Хонджака, по словам Гази-Бараджа, был знаменитый поэт средневековья Низами. Это правда, Низами родился и жил в Гандже. Оттуда же родом был и средневековый армянский историк Киракос Гандзакеци. Наличием в Закавказье Хонджаков объясняются постоянные тесные отношения Волжской Булгарии, Руси и скотоводческих племен Саклана с Грузией. Напомню, что в 1118 году грузинский царь Давид Строитель нанял орду половецкого хана Отрака для борьбы с сельджуками. А русский князь Юрий, сын Андрея Боголюбского женился на царице Тамаре. Из Хонджаков вышли предки современных карачаевцев. Гази-Барадж пишет о событиях первой половины 9 века: «…но он успел ускакать в булгарское бекство Дима-Тархан, которым правил сын Тат-Угека Тамьян под покровительством Рума. А здесь было немало булгар, бежавших из Хонджака на реке Карачай и другого булгарского бекства в Гурдже - Буда на реке Чуп-су. Поскольку булгар с Карачая было больше, то всех булгар Дима-Тархана называли карачаевцами. Под их властью находилась часть реки Куба, которую еще называли Куба-Булгарсу, но после того, как кашэки возмутились убийством Асанкула и присоединились к Дима-Тархану, вся Куба оказалась в пределах бекства. А карачаевцы шутили, что Тангра не позволяет им уйти с берегов этой реки. Ведь булгары пришли сюда еще до вторжения хонов, а затем, смешавшись с ними, часть их ушла в Хонджак на службу персидским падшам. И вот снова вернулись на прежнее место, которое считается одним из самых благословенных в Саклане...» Здесь: Дима-Тархан - Тмутаракань; Кара-чай – река Кура; Куба – река Кубань; кашэки – скифо-сарматское кочевое племя, известное по летописям, как касоги; Тангра – бог восточных кочевников; Саклан – скифо-сарматские степи (от Дуная до Волги).

В середине 4 века южные (закавказские) булгары вновь мигрировали на Северный Кавказ. Это произошло сразу после того, как русколаны разбили готов «разогнав их на две части». Бож с русколанской армией двинулся в сторону Каспия для отражения булгарского вторжения. Но булгары без сражения согласились стать данниками Русколани и были поселены на Северном Кавказе. Отлучкой Божа воспользовался римский полководец Винитарий, двинувшийся с армией галичан и собранных Римом разбитых готов к Днепру, где в сражении с возвратившимся Божем русколаны были побеждены, а их вожди и старейшины распяты. Переселившиеся из Закавказья булгары присоединились к своим волжским родственникам, которые в составе армии Булюмара вторглись в Саклан (степи от Дуная до Кавказа и Волги).

Как мы видим булгары с давних пор были племенем воинов, нанимавшихся на службу к различным владыкам Евразии. Именно поэтому они имели сразу несколько ареалов собственного обитания (в Закавказье, в Поволжье, на Кубани и т.д.). Булгары были по происхождени индоарийским племенем (носителями гаплогруппы R1a). Поэтому можно предположить, что их формирование происходило по тому же принципу, что и у племён западных индоарийцев. Ещё в глубокой древности в религиозных межплеменных центрах индоарийцев создавалось специальное воинство. Сначала оно выполняло функции защиты от внешнего агрессора. Но существование постоянного воинства на профессиональной основе привело к тому, что оно обособилось от племён его создавших и стало собирать средства на собственное содержание не только с собственного народа, но и, «встав на тропу Трояна», занимаясь разбоем и набегами вдали от мест своего постоянного места жительства. Так появились варяги, племена боев, марсов, марсингов и т.д. Возможно, что так сформировались и древние булгары. Булгары называли себя ещё и самарами по месту своей промежуточной родины в Бактрии и Согдиане. Самарами себя называли также киммерийцы, царские скифы (сколоты, ас-колы, вернувшиеся через Аракс в Восточную Европу) и сарматы. Это был один из многочисленных этнонимов части индоарийских племён в середине 4 тыс до н.э. ушедших из Приуралья и Поволжья на юг ( в Самар и Индию).



Под властью гуннов булгары участвовали в войнах в Европе и в Закавказье. В пятом веке после разгрома гуннской державы булгары поселились в Причерноморье и в Крыму. При этом они сразу попали в зависимость к сабарам, кочевникам, пришедшим в это время с востока. Сабары, еще один народ, наследник савиров (сербов, савроматов). Всего через сто лет после Булюмара они бежали по его маршруту в Европу. На стыке эр, они, видимо, были северными соседями масгутов, принявших Газана, предка Булюмара. Это был индоарийский по происхождению народ. Но, попав в Семиречье (возможно, после того, как через земли савроматов сначала прошлись южные сарматы, а затем финно-угры Кама-Батыра) он уже испытал на себе влияние восточных кочевников. Несмотря на явные европеоидные признаки, отмеченные многими летописцами, сабары (савары, сабиры) говорили на тюркском языке. Под их влиянием булгары начали также переходить на тюркский язык: «Еще при Бел-Кермеке в Саклан ворвались сабары, которых булгары звали по-саклански сабанами. От них пошел наш язык, который персы ошибочно называют кыпчакским, ибо сами кыпчаки восприняли его у кыргызов и при этом еще изрядно испортили. Тех же сабанов, которые остались в Туране, стали чаще всего называть баджанаками»(304). Ближайшими родственниками сабаров, как мы видим, были печенеги. Отмечу, что у персидских, армянских и т.д. летописцев сабары в 5-6 веках были зафиксированы именно под этим именем, а не как «бадзанаки». Другими словами, это был обычный для всех кочевников процесс, когда часть племени под своим племенным именем мигрировала на новое место, а оставшаяся часть подвергалась в той или иной степени ассимиляции и начинала фигурировать в истории уже под новым именем. Иногда оставшаяся часть племени принимала новое название от чужеродного племени, которому подчинялась. Иногда старое имя изменялось в произношении из-за изменения языка или по другим причинам. Во второй половине 6 века в Причерноморье с востока пришли новые кочевники - авары. Булгары стали служить аварским ханам. Следом за аварами (по современным данным, в 575 - 576 годах) явились тюрки, кочевники, создавшие на огромных пространствах евразийских степей могучую державу - Тюркский каганат. Булгары, по словам Гази-Бараджа: «…вместе с аварами в ожесточенном сражении отбросили их от Сулы и Бури-чая. Тюрки отступили, но увели с собой часть джалдайских булгар и разрешили им образовать в Джураше собственное бекство Бурджан для охраны своих владений с юга. Ведь булгары со времени Кан-Дэрэйской битвы считались самыми умелыми и отважными воинами в мире. Этих булгар поэтому стали называть бурджанами, а возглавил их старший сын Боян-Чельбира Атрак. Западных же булгар Боян-Чельбира, оставшихся в зависимости от аварских хаканов, стали называть кара-булгарами, то есть западными, а не черными, как разумели тюрки. Ведь булгары называли запад “кара”, восток - “ак”, север - “кук”, а юг - “сара” или “сары”...»(305). Здесь: Сула-Дунай; Бури-чай – Днепр; Джураш – Дагестан.

Под началом авар, булгары принимали участие в их многочисленных войнах с Византией и другими государствами. Во время этих войн с той и с другой стороны участвовали большие массы славян. Именно тогда, по сведениям Гази-Бараджа, начались ассимиляционные процессы, в результате которых многие булгарские роды растворились в славянских племенах.

В 618 году, произошло событие, которое позволило булгарам, чуть ли не впервые за всю их бесконечную историю, создать собственное государство. Авары были небольшим народом. Власть их, как это часто бывало в истории кочевых империй, опиралась на разделении, чёткой иерархии и антагонизме подчиненных народов. Но в этом году аварскому кагану изменило чувство самосохранения. Он приказал убить в своей ставке булгарского балтавара Албури. Этим он опустил булгар, занимающих в иерархической лестнице второе после авар место, на низшую ступеньку, где находились славяне и некоторые другие народы. Результат, не заставил себя ждать. Булгары заключили с противниками авар – византийцами сепаратный мир и начали войну против бывших своих сюзеренов. По приказу нового балтавара Курбата, его брат Шамбат, построил на месте города руссов-русколанов, который булгары называли Аскалом, а нам он известен, как Киев, сильную крепость. После этого он, по словам Гази-Бараджа: «… выступил из него во главе большого отряда из булгар, анчийцев и сакланов-русов на врага. Ему удалось быстро разгромить авар и захватить их страну. В этом ему помогли местные ульчийцы, а также башкорты, которые звали себя “хонтурчы” (хонтурчийцы) и были недовольны правлением аварского хакана»(306).

Про Шамбата, известного современной историографии как «французский купец» Само, я уже рассказывал. Поэтому отмечу только тот факт, что аваров после этого не стал бить только ленивый. И через некоторое время они совершенно исчезли как народ. Это событие даже стало нарицательным, что зафиксировала «Повесть временных лет»: «Погибоша аки обре…» Т.е., сгинули, как авары.

Шамбат в Паннонии создал собственное государство. Тем временем его брат Курбат смог сформировать мощную державу от Дуная до Волги. Гази-Барадж по этому поводу пишет: «Пока Шамбат воевал в Дулобе, Курбат неутомимо расширял пределы Ак Булгар Йорты. Воспользовавшись смутой в Туранской Орде, он выбил хазарских тюрков из Джураша и стал хозяином всего, что находится между Сулой и Иделью. Из стремления еще больше унизить разбитых аварских и туранских правителей Курбат, наряду с титулом кана, принимает их титул хакана...»(307).

Здесь: Дулоба - государство Само; Сула и Идель - Дунай и Волга.

Но сразу после смерти Курбата, его держава распалась на две части. Законному занятию престола старшим сыном Курбата Бат-Бояном, воспротивились его брат Аспарух и их дядя Шамбат, потерявший к этому времени свою Дулобу. С 663 года между ними завязалась война. Традиции запрещали булгарам воевать друг с другом, поэтому война велась руками анчийцев, русов, мурдасов и нанятых на востоке тюркмен. Тюркский каганат к этому времени «приказал долго жить», а на его западных обломках возникло мощное государство хазар. Хазары решили воспользоваться раздорами в булгарском лагере и с огромной армией перешли Волгу. Они разбили армию Аспаруха и Шамбата. Но, запертый до этого в Крыму Бат-Боян в генеральном сражении на реке Кальмиус (Калка) разгромил хазарское войско. После этого, как пишет Гази-Барадж: «Хазары чуть отошли, а когда Бат-Боян подошел к ним снова, новый хакан Кабан - племянник старого - предложил ему мир на следующих условиях: хазары сохраняют за династией Бат-Бояна Кара-Булгарскую и Булярскую части Саклана, а за родом Хумыка - Бурджан, в ответ на что балтавары отказываются от титулов хакана и кана, уступают тюркам сакланские степи между Нижним Широм и Джаиком и дают на внешние войны хазарам часть своих воинов или откупную дань за неучастие в них. Хумык согласился и отъехал в свой Бурджан, а Бат-Боян решил подумать и заключил с хазарами лишь перемирие. Однако на обратном пути он узнал, что в его отсутствие Шамбат и Атилькэсэ заняли его Джалду и двигаются на него. Хакан пришел в неистовство, нехарактерное для него. Опьяненный этим чувством он отправился к Кабану и заключил с ним предложенный им мир» (308). Здесь: Буляр - территория на Средней Волге; Кара-Булгар - территория от Дуная до Дона; Бурджан - Дагестан; Шир - Дон; Джаик - река Урал (Яик); Джалда - Крым.

Так вновь исчезла независимость булгар. Через несколько лет Шамбат умер, а Аспарух удалился на Балканы, где впоследствии возникло государство Болгария. После этого Бат-Боян и его потомки в качестве данников хазар правили Кара-Сакланом вплоть до двадцатых годов 9 века. За это время булгары Кара-Саклана все больше и больше растворялись в славянских родах. Я уже отмечал, что ко времени правления Кара-Булгаром балтавара Авара, а он правил там с 727 по 759 годы, по свидетельству Гази-Бараджа, большинство булгарских родов было ассимилировано славянами. Гази-Барадж пишет: «В 745 году Авару представился случай применить оружие и внутри собственной страны против восставших балынцев. Восстание подняли урусы, недовольные возвышением анчийцев и размерами балтаварских налогов»(309).

Эти урусы были наследниками кочевого населения Русколани и галичан-бастарнов, проникших ещё с девности в Верхнее Поднепровье с Карпат. Так как данные урусы (руссы) были славянского происхождения, они бежали на север, к родственникам галичанам, заселившим к тому времени Северо-Восточную Русь. Там в это время, благодаря деятельности варяжских купцов окрепли колонии западных славян. Галичане (волинцы) хорошо приняли руссов и построили для них город Старую Руссу. Авар, как я уже рассказывал, сжег и Галич и Старую Руссу. Так впервые со времен Булюмара и Атиллы булгары столкнулись с варягами-галичанами.

Хазарский каган также расселил на своей территории часть урусов. Они расселились между Волгой и Доном и в дальнейшем были известны как буртасы. В это же время из Хазарии бежали сабары, поднявшие бунт против нового кагана Барджиля. Каган потребовал от Авара их выдачи и, получив отказ, в отместку начал преследовать булгар-бурджан, живших на территории современного Дагестана. Те бежали на Среднюю Волгу, где получили отпор проживавших там мурдасов. Авар послал своего сына Тат-Угека и тот, с помощью печенегов, устроил погром в землях мурдасов. Большинство мурдасов в ужасе бежало в Поочье, на Верхний Дон и Верхнюю Волгу (они отмечены также в северных частях Поднепровья). В дальнейшем они перемешались с проникшими в эти места с Прибалтики колбягами и галичанами и были известны, как вятичи.

В начале 9 века в Кара-Саклане появились мадьяры. Сначала они воевали с булгарами, а затем стали их союзниками. В это время Хазарский каганат охватила смута. Кара-Булгар, напротив, укрепился. В 816 году воевода булгарского балтавара Светогора (Айдар Угыра) Вадим присоединил к Кара-Булгару всю Северо-Восточную Русь. Логично вытекающий отсюда кризис отношений между булгарами и хазарами, проявился в открытом столкновении. Булгары в битве под Харьковом (примерно в 821-822 годах) победили и вновь стали независимыми. После этого на первый план вышли результаты долгих ассимиляционных процессов. Сам Кара-Булгар, перестал быть государством булгар, превратившись в державу славян, где ведущее положение заняли варяги и анчийцы. Зато в Среднем Поволжье укрепился другой центр государственности булгар - Волжская Булгария. В это же время в среде булгар стала распространяться новая религия – ислам. Её принесли с собой бежавшие с Северного Кавказа булгары-бурджане. Мечеть некоторое время существовала даже в Киеве. Но, в конце концов, булгары-мусульмане из Кара-Булгара мигрировали к своим родственникам на Волгу. К началу 10 века Волжская Булгария, присоединив к своему государству многие территории по обеим сторонам Волги и на Урале, превратилась в мощную державу, с которой вынуждены были считаться Хазария и Кара-Булгар, трансформировавшийся в Киевскую Русь.

В тридцатых годах 9 века новый каган Хазарии Урус нанял варягов и печенегов, которые помогли ему восстановить мощь державы. После смерти Светогора в 855 году между его сыновьями мусульманином Джилки и язычником Лачыном (Соколом) начались раздоры. Хазары этим воспользовались. Их ставленник Аскольд захватил Северо-Восточную Русь и убил Вадима. Сына Вадима Дира хазары признали князем Киева, зависимым от них. Лачыну отошли земли на левобережье Днепра. А Джилки вместе с булгарами-мусульманами мигрировал в Волжскую Булгарию. Таким образом, в Киеве и в Северо-Восточной Руси стали править варяги (Аскольд и Дир). А ханы (балтавары) из династии Дуло управляли Волжской Булгарией и левобережьем Днепра. В 882 году Олег объединил Киев, Северо-Восточную Русь и левобережье Днепра. Тем не менее, воспитанный варягами Игорь (сменивший Олега), был родом из династии Дуло, так как являлся Лачыну сыном.

Подвластная Волжской Булгарии территория в середине 10 века охватывала земли от Ростова на западе до Урала на востоке. От Ледовитого океана на севере до Саратова на юге. В это же время начинается колонизация Сибири, где между Нижней Обью и Уралом возникают две булгарские провинции Ура и Байгул. Дальнейшая история Волжской Булгарии тесно связана с соседним русским государством (государствами в период княжеской раздробленности). В истории взаимоотношения этих соседей были периоды и долгих непримиримых войн, и мирного сосуществования, и даже союзнических отношений. Так во времена Святослава Игоревича Волжская Булгария и Киевская Русь выступали единым фронтом против Хазарии. Но все же чаще всего эти два мощных государственных образования в Восточной Европе противостояли друг другу. И это понятно, столкновение двух сильных соседей, каждый из которых претендовал на гегемонию, было просто неизбежным. Основной торговый путь из Европы на восток в раннем средневековье проходил через территории этих двух государств. Доходы он приносил просто фантастические. Оба государства не раз пытались узурпировать контроль над этими торговыми путями.

Когда русские, в отместку за то, что булгары запретили им проплывать в Каспийское море, закрыли для булгарских купцов путь в Европу через Новгород и Ладогу, большое развитие у булгар получила северная торговля в обход Скандинавии по Северному Ледовитому океану. Вот что пишет Мохаммед-Амин по этому поводу в своем труде «Праведный путь, или благочестивые деяния булгарских шейхов»: «А путь от Идели в Бийсу и дальше в Садум был очень тяжел и опасен… Кроме этого разбойники подстерегали отважных путников повсюду и даже нападали на Бий­су. Но выручка от булгарских товаров в Садуме и фарангских - в Булгаре была столь велика, что с лихвой покрывала путевые» (310).

Государствами правили династии, имеющие родственные отношения. Это тоже создавало многочисленные предлоги для вмешательства в дела друг друга. Переходы дворянских сословий из Булгара на Русь и наоборот были не менее редкими, чем во времена русско-литовского противостояния. Пример самого Гази-Бараджа в этом отношении весьма показателен. Он в молодости попал в русский плен и долгие годы жил в Суздале, где женился на дочери князя Константина Всеволодовича - Ольге. После того, как Великий князь Владимирский Юрий Всеволодович на месте булгарской крепости Джун-Кала (Дунай-крепость была построена сыном Дира Дунаем) построил Нижний Новгород, Гази-Барадж стал первым воеводой этого города. Вполне возможно, что мусульманин Гази-Барадж в это время даже принял православие. По крайней мере, когда при поддержке Юрия Всеволодовича в 1235 году Гази-Барадж первый раз взошел на трон Волжской Булгарии, его всюду сопровождал поп. Именно под предлогом его «тайного христианства» в Булгаре поднялось восстание, в результате которого Гази-Барадж вновь убежал на Русь. Хорошей иллюстрацией подобных процессов является также судьба князя Юрия, сына Андрея Боголюбского. После того как Юрий развелся с грузинской княжной Тамарой, после долгих скитаний он поселился в Булгаре и получил в свой удел земли на реке Шешме, где он построил город Табыл-Катау (Тбилиси). А его сын Аблас был булгарским улугбеком Саркела (Хина, Белой Вежи). И примеров таких переходов из Волжской Булгарии на Русь и обратно было множество. Почему я об этом говорю? Да потому, что именно бегство в Волжскую Булгарию некоторых исторических лиц 12 века, малоизвестных современной российской историографии, привели к появлению в Сибири чалдонов и самаров. В судьбе чалдонов, булгары сыграли одну из важнейших краеугольных ролей. Столетиями они жили под их управлением и влиянием. Именно под булгарским протекторатом осуществлялось переселение чалдонов и самаров из Восточной Европы в Сибирь.





Конец первой части

Часть2



Примечание: при цитировании ссылка на автора и сайт обязательна



Литература:

299. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.

300. Там же. С.12.

301. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309.

302. Там же.С.311.

303. Там же.С.311.

304. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.

305. Там же.С.15.

306. Там же.С.17.

307. Там же.С.18.

308. Там же. С.21.

309. Там же. С.24.

310. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С. 192.

311. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.

312. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309

313. О.Г.Большаков. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971

314. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.
Теги: булгары, имеон, таргизцы, мурдасы

Похожие записи:

no_photo
Нет "татар" - есть волжские булгары!МЫ - БУЛГАРЫ!
Нет "татар" - есть волжские булгары! Нет "татар" - есть волжские булгары! Републику в сообществе ключевую статью одного из лидеров булгарского движения с целью ознакомл...
no_photo
Булгары. Часть2 С.В. Трусов
Булгары. Часть2 С.В. Трусов Булгары Часть2 Прежде чем я перейду к следующей главе своего повествования, хочу сделать некоторые добавления к данной теме. Так, я обещал объяснить, почему Газ...
no_photo
Мусина И.Р. История древней Руси - в булгарских летописях Бахши Имана «Джагфар Тарихы» Приложение к книге Йордана Табова "Когда крестилась Киевская Русь"
Мусина И.Р. История древней Руси - в булгарских летописях Бахши Имана «Джагфар Тарихы» Приложение к книге Йордана Табова "Когда крестилась Киевская Русь" «…ИЗВЕСТНАЯ НАМ СЕГОДНЯ ДРЕВНЯЯ И...
no_photo
Великая Тартария - империя Ариев
Великая Тартария - империя Ариев Современная официальная наша история, преподаваемая в школах, приняла окончательный вид в 18-19 веках н.э. и была написана в соответствии с библейской концепцией ис...
Комментарии (0)
Кнопка сайта SPY.UZ