adattive - мобильная тема
Булгары. Часть2 С.В. Трусов
Автор
|
Опубликовано: 3324 дня назад (16 октября 2015)
Блог: Булгары
|
0 Голосов: 0 |
Булгары. Часть2
С.В. Трусов
Булгары
Часть2
Прежде чем я перейду к следующей главе своего повествования, хочу сделать некоторые добавления к данной теме.
Так, я обещал объяснить, почему Гази-Барадж, рассказывая об изгнании киммерийцев скифами, называет последних булгарами. Здесь нет ничего удивительного. Ведь относительно того времени, когда скифы-сколоты (ас-колы) жили на Араксе, а булгары поселились в Месопотамии, оба эти племени были близкими родственниками, объединенными общим именем - самары. К тому же, называя скифов булгарами, древние авторы, на сведения которых опирался Гази-Барадж, старались подчеркнуть свои права на доминирование в Причерноморье и в Северном Кавказе. А мы, на основании этого, уясним для себя, что булгары и русы за три тысячи лет до нашей эры были одним народом. Напомню по этому поводу ремарку древнебулгарского автора: «А от булгар, ходивших в Самар, пошли урусы, а от ширских таргизцев - мурдасы...»(311).
И ещё. По поводу языка древних булгар и смысла их этнонима давно и много спорят большие учёные. Хочу также высказать свои мысли на эту тему. Как я говорил выше, свой язык булгары многократно меняли. Их изначальный язык - индоарийский, близкий санскриту. Думаю, что после того, как булгары несколько веков верно служили персидским царям, они перешли на индоиранский язык. А в гуннскую эпоху стали говорить на языке гуннов, либо финно-угров. Далее, Гази-Барадж говорит, что в 5 веке булгары попали в зависимость от сабаров: «От них пошел наш язык, который персы ошибочно называют кыпчакским, ибо сами кыпчаки восприняли его у кыргызов и при этом еще изрядно испортили». Сабарский язык, автор прямо называет тюркским. Уже во время жизни булгар в Поволжье их язык опять трансформировался. Носители сабано-тюркского языка и финно-угорских наречий были вытеснены с территории центральных районов Волжской Булгарии и Башкирии на север. В частности, вариант сабано-тюркского языка закрепился на территории Чувашии. Автохтонным народом здесь были ары, народ не выясненного происхождения. Хотя я думаю, что, судя по названию, это индоарийские племена, переселившиеся в древности по тем или иным причинам из степей в леса. Булгары ассимилировали их. Этноним «чуваши» ары получили уже в 15-16 веке, когда основная масса этого народа была переведена в сословие субашей. Субашами, могли стать только мусульмане, они платили меньшие налоги и облагались меньшими повинностями. В центральных же районах Волжской Булгарии со временем восторжествовали тюркские языки кыпчакской группы. В летописи «Гази-Бараджа» есть много мест, где упоминается о том, что начиная со второй половины 10 века, территория Волжской Булгарии подвергалась неоднократному массовому заселению кыпчаками. Один из таких моментов булгарской истории автор даже называет «тюркменским потопом». Да и дальнейшая история постоянного давления на Волжские народы восточных кочевников (например, во времена правления Чингизидов) давала повод для распространения на этой территории тюркских языков кыпчакской группы. Поэтому можно констатировать, что булгары со временем изменялись не только внешне, превращаясь из индоевропейского племени в угорское, а затем и в тюркское, но и язык их за это время менялся неоднократно.
Две версии есть у меня по поводу возникновения этнонима «булгары». Но сначала воспроизведу версию о происхождении данного названия, которую поведал нам сеид Гали в своем «Хон китабы»: «Свободные самарцы называли себя словом "бал" или "бул", означавшим "господин". Людей сословия воинов, набиравшихся из скотоводов, называли "булгар", то есть "господин-воин", так как "гар" означало "воин" и "богатырь"»(312). По словам сеида Гали, булгары с древности были кочевыми племенами, основным занятием которых помимо скотоводства была война. Именно поэтому их называли булгарами. То есть появление их имени аналогично появлению славянского этнонима «варяги» (от термина, изначально обозначавшего сословие воинов).
Арабский путешественник и писатель Ал-Гарнати опубликовал в своем «Муриб Ан Ба'Д Аджаиб Ал - Магриб» со ссылкой на булгарского сеида Якуба, написавшего в конце 11 века недошедшую до нас «Историю Булгара», другой вариант происхождения этнонима «булгары»: «А ученый у них называется балар, поэтому назвали эту страну «Балар», смысл этого - «ученый человек», и арабизировали это, и стали говорить «Булгар»(313).
Как видите, даже у древних булгарских авторов нет единого мнения о происхождении своего имени.
А теперь - собственные гипотезы происхождения этнонима «булгары». Первая, от уже упоминаемого мной булгарского слова бул (бал) - свободный. Где «гар» означает вовсе не «воин», а «горец». Почему «горец»? Я уже говорил о том, что слово «гор» («гур») в древнебулгарском языке (индоарийском) означало гору. Почему? Это следует из древнебулгарских летописей. Везде, рассказывая о древних событиях, связанных с булгарами и их предками самарами, древнебулгарские авторы подчеркивали, что народы эти поклонялись горам. Не буду голословен, приведу несколько выдержек. Сеид Якуб в своем «Кади китабы», ссылаясь на «Хазар тарихы» Макаиля Башту, рассказывая о происхождении булгар от синдийцев, писал: «Они не потерпели того, что остальные синдийцы стали придавать каменным изваяниям верховного синдийского божества - Тара или Тангра - кощунственный вид простого человека, а не остроконечной каменной горы Самар с гладкими ровными склонами, и вернулись из Синда на прежнее место жительства - на реку Самар у горы Самар». А также: «А переселенцы из Иделя, ушедшие дальше всех на запад, назывались булгарами... На новом месте они возвели, первым делом, огромную гору в честь Тара и назвали ее и свою страну – Самар». И еще: «А внутри этой и других гор Самар они делали пещеру, где клали умерших людей. И если умирал муж, то жену его живой замуровывали в пещере с ним, а если умирала жена, выигравшая у мужа свадебный поединок, то вместе с ее телом живьем замуровывали в пещере ее мужа».
Ему вторит сеид Гали: «Его погребли в семиэтажной башне-усыпальнице. Усыпальницы-башни других правителей и знатных жителей самарцы называли в память о Маре "Май-юлы" ("Путь [праведного] Мара [на небо]"), так как хотели, чтобы Всевышний даровал им такие же посмертные милости. А бедные, не могущие построить усыпальниц, погребали в горных пещерах. Потом, когда булгары ушли в степи, погребальные пещеры стали выкапывать в земле... Кроме этого; самарцы делали Молитвенные башни или "Джок Йорты". У этих зданий было три или семь этажей... Кроме этого самарцы поклонялись и горам с гладкосторонними вершинами и уступчатыми подножиями, так как верили, что на них происходят явления Всевышнего. Эти священные горы назывались Самар, и это имя самарцы дали своему государству»(314).
Заметили полное сходство с обрядами захоронения древних индоевропейцев? Все правильно, предки булгар были в их числе. А теперь вдумайтесь, почему скифы делали курганы на могилах похороненных сородичей? Да потому, что они все были «горцами». Нет, не потому, что они когда-то жили в горах. Все дело в религии. Как известно, древние индоевропейцы поклонялись солнцу. Быть ближе к солнцу (Ярилу) было почетно. Именно поэтому они устраивали религиозные обряды на горах, холмах и речных утесах. Когда индоевропейцы стали кочевниками и перебрались в степи для отправления обрядов они стали делать насыпные холмы. До нашего времени сохранились десятки тысяч скифских курганов. Чем выше было прижизненное положение покойника в обществе, тем выше курган насыпали при его захоронении. Чтобы быть ближе к богу, чтобы бог смог заметить и снизойти на него. После смерти на вершине этого кургана совершали религиозные обряды (тризну) для того, чтобы передать душу умершего в руки «господу». Такие высокие места булгары называли самарами. В славянском языке это слово сохранилось как «яр» - высокое чистое место для совершения обрядов, посвященных богу солнца - Ярилу. Известно, что одно из имен всех древних кочевников-индоевропейцев (и индоарийцев, и германцев) - арии. Этот этноним можно воспринимать, как «люди, поклоняющиеся Ярилу», так и «люди, строящие яры». Другими словами арии, как и самары, были «горцами», что нашло отражение в некоторых племенных славянских названиях. Например, хорваты - «горбаты» (горцы). Или вы думаете, что это имя появилось только потому, что хорваты живут на Балканах, где много гор? Нет, все не так. Балканские хорваты в древности назывались красными хорватами (южными). Они единственные донесли до наших дней свое племенное имя. А белые (восточные) хорваты, проживавшие на территории современной Белоруссии (где, заметьте, горы не наблюдаются) и в Карпатах, а также черные (западные) хорваты, жившие в Моравии и Словакии, свои имена потеряли, растворившись среди других славянских племен. Другими словами, этноним «булгары» состоял из слов «бул» («бол») - вольный (сословие вольных людей, обязанных состоять в армии племени) и «гар» («гор», «угыр», «угур»; пример, утигуры), что означало «горец», как синоним слова «яр» - гора. Булгар - «вольный арий», либо «воин арий».
Изложу для наглядности еще одну свою теорию по поводу происхождения этнонима «булгары». Ей уже больше тридцати лет. Раньше мне казалось, что она поддерживается увесистыми аргументами. Теперь я вижу, что ошибался. Что ж, история, как и всякая другая наука развивается. Появляются новые летописные и археологические данные, новые способы выявления истины. К примеру, генетические исследования, способны перевернуть многие устоявшиеся постулаты.
Долгие годы я считал, что свой этноним булгары получили по имени реки Волги. Так этот народ, как мне казалось, назвали славяне из-за того, что булгары долгое время жили за Волгой. И булгарами (по этой моей теории) славяне называли не только этнических булгар, но и все племена, жившие в Заволжье и подчиненные гуннам. Так рассуждать мне позволяло несколько факторов. Во-первых, Волгу Волгой называли только славяне, булгары называли ее Агиделью, фино-угры Аттиль, хазары Итиль. Есть обратное мнение, что сама река получила данное название по имени булгар. Это маловероятно, так как обычно гидронимы имеют несравненно более давнюю историю, чем этнонимы. Я не знаю в истории ни одного случая, чтобы река называлась по имени народа, населяющего ее берега. Вот обратных примеров сколько угодно: бужане и полочане, согласно ПВЛ, получили свое название именно так. К тому же на Северо-востоке Руси есть множество рек имеющих окончание на «га». Подобное словообразование имеют реки: Молога, Пуйга, Свияга, Бурга, Вага и т.д. Не могу с уверенностью сказать, что этимология подобных названий связана со славянским словом влага. Хотя не знаю финно-угорских или тюркских этимологий, способных с достаточной долей логики объяснить эти названия. Почему? Да потому, что все неславянские этимологии подобных гидронимов не имеют систематизированного построения. Нет таких финно-угорских, либо тюркских слов, которые доходчиво объяснили бы, почему все эти гидронимы заканчиваются на «га». Все угорские и тюркские этимологии приведенных мной гидронимов, крайне индивидуальны, тогда как, даже не специалисту видно, что словообразование их имеет закономерную систему. Другими словами, ясно, что на «га» они оканчиваются не случайно. К примеру, название реки Свияга объясняют на основе тюркского «су» - вода и «ага» - течь. Но известно, что в тюркском языке для обозначения реки традиционно используется только «су» и нигде не используется «ага». Причем «су» традиционно ставится в конце словообразования. Пример: река Кой-су. Ну, если даже принять, что в данном регионе для законов тюркского языка были введены исключения, то придется признать, что во всех других водоёмах, оканчивающихся на «га» (Мга, Радуга, Ладога и т.д.), течет не вода, а что-то другое. Такой же темный лес в финно-угорских вариантах этимологий. Во-вторых, в Северо-Восточной Руси отмечено активное употребление имен Вольга как у женского, так и у мужского населения. Это слово могло означать, то же самое, что означали названия славянских городов Волин (Волынь) и Вильно (Вильнюс) – вольный, свободный. То есть названию Волги можно дать этимологию на основе славянских слов «вольный» и «влага». Другими словами Волга - это «вольная река». В-третьих, в Европе, в первых сообщениях о булгарах, их имя писалось как, «volgari» - волгари. Данный вариант написания булгарского этнонима использовался и позднее. В частности Баварский географ, живший в 9 веке, записал булгар в таком виде: «Vulgarii».В-четвертых, славяне, вечно путались из-за букв «б» и «в». Поэтому только славяне сами, назвав болгаров «волгарями» в конце концов, могли переделать их в «болгари» или «булгари». Это имя, разнесенное славянами по всей Европе, стало этническим. Подобных примеров, когда народ получал свой этноним, через чужое восприятие, в истории предостаточно. Взять, хотя бы тех же самых, волжских булгар, которых теперь мы официально называем татарами. Не татары они вовсе. И никогда ими не были. И категорически всегда выступали против этого имени. Но этим именем, следуя завету Чингисхана, назвал их хан Батый. В «Гази-Барадж тарихы» сказано, что так монголы называли все завоеванные и присоединенные к своей империи народы в честь некогда оказавшего им серьезное сопротивление племени. Хотя племя это к середине 13 века уже безвозвратно сгинуло.
В эту мою концепцию получения имени народа, через гидронимы, хорошо вписывались и авары, близкородственный булгарам народ. Я считал, что авары – это те же самые гунны, только получившие свое имя не от славян, а от готов. Дело в том, что одну из больших восточнославянских рек, готы называли «Вар». Некоторые ученые полагают, что так они называли Днепр, другие, Днестр, третьи - Волгу. Поэтому, вполне возможно, что авары получили свое имя от готов по тому же принципу, что булгары от славян. По имени реки, на берегах которой они обитали. Т.е. авары – это те же булгары, только на готском языке. Другими словами – это готская калька славянских «волгарей».
У Иордана так называют Днепр - (§ 26). У Константина Порфирородного наряду с названием ο Δάναπρις, встречающимся многократно (De adm. imp. 8, 9, 37, 42), употребляется и название «Варух» (Βαρούγ),).
А приставка «а» говорит о том, что это имя одушевленное. Другими словами, я считал, что сведения о гуннах дошли до Европейских «потребителей» в трех вариантах, самостоятельно как «гунны», от славян, как «волгари» и от готов, как «авары». И гунны, и авары, и булгары, и венгры-мадьяры сами себя именовали еще и хонами. Среди их вождей мы встречаем одни и те же имена (Курт, Боян), а также у этих народов одинаковый способ племенных названий (хунгуры, утигуры, кутригуры и т.д.). Но среди самоназваний и родовых имен мы не найдем ничего похожего ни на «волгари», ни на «авары». Все это внешние названия. К тому же, гунны, переправившись через Волгу, встретились с двумя противоборствующими народами - славянами и готами. Поэтому они могли получить эти внешние названия в двух вариантах.
Если честно сказать, в этой моей гипотезе мне и тогда не всё нравилось. Я и раньше читал работы нескольких болгарских историков, где они выводили имя своего народа от неких «булхи», зафиксированных в античные времена в Средней Азии возле гор Именон. Теперь я знаю, что готы словом «Варух» называли Днепр. Очевидно, что это готская транскрипция греческого названия этой реки (Борисфен). Булгары Днепр называли Бури-Чаем.
Да и имя «волгари» могли получить скорее варяги, заселившие Северо-Восточную Русь, чем булгары. Ведь данное название реки - «Волга», зафиксировано сначала в Северо-Восточной Руси, там, где селился народ, называемый булгарами «балынцами» (волинцами). Поэтому моя этимология Волги, в виде «вольной реки» имеет под собой реальное обоснование. Но, данное наименование перешло на всю Волгу от истоков до устья уже во времена существования Московской Руси. Т.е. через много веков после того, как булгары появились на ее берегах.
Из этого, можно сделать вывод, что всё-таки, этноним булгары, зародился ещё в глубокой древности. И "булхи", зафиксированные древними авторами возле гор Именон, являются прямыми предками булгар. Тем более, что есть все основания идентифицировать горы Именон, как горы, к которым примыкает Согдиана и Бактрия, т.е. как горы, которые древние булгары называли Самар.
Современные булгары (волжские татары) - это удивительный народ, сшивший свою культуру из лоскутков многих народов. В основе своей – индоевропейское племя воинов, которое на протяжении нескольких тысяч лет служило правителям великих держав Месопотамии, Ас-Сирии, Персии, Кавказа, Средней Азии, гуннам, аварам, сабарам и хазарам. В этногенезе булгар поучаствовали и древние индоарийцы, и арабы Месопотамии и Передней Азии, и различные кавказские народы, гунны, авары, сабары, славяне, хазары, финно-угры, печенеги, куманы и т.д. Они за свою историю не раз меняли язык: с индоевропейского на гуннский (возможно он был финно-угорским), а затем и на тюркский. Сами булгары не раз создавали собственные могучие державы: сначала от Дуная до Волги, при Курбате; затем от Дуная до Дона и от Черного моря до Балтийского при Светогоре; от Кавказа до Белого моря и от Оки до Енисея во времена Волжской Булгарии. Династия всех последующих булгарских балтаваров, ханов, капов и эмиров, правивших сначала в Кара-Саклане, а затем на территории Волжской Булгарии была из гуннского рода Мардан-Дуло. К этому роду принадлежали Булюмар и Атилла. Из этого рода вели династии цари Балканской Болгарии, Венгрии и Руси.
Конец статьи
Примечание: при цитировании ссылка на автора и сайт обязательна
Литература:
299. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.
300. Там же. С.12.
301. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309.
302. Там же.С.311.
303. Там же.С.311.
304. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.
305. Там же.С.15.
306. Там же.С.17.
307. Там же.С.18.
308. Там же. С.21.
309. Там же. С.24.
310. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С. 192.
311. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.
312. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309
313. О.Г.Большаков. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971
314. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.
С.В. Трусов
Булгары
Часть2
Прежде чем я перейду к следующей главе своего повествования, хочу сделать некоторые добавления к данной теме.
Так, я обещал объяснить, почему Гази-Барадж, рассказывая об изгнании киммерийцев скифами, называет последних булгарами. Здесь нет ничего удивительного. Ведь относительно того времени, когда скифы-сколоты (ас-колы) жили на Араксе, а булгары поселились в Месопотамии, оба эти племени были близкими родственниками, объединенными общим именем - самары. К тому же, называя скифов булгарами, древние авторы, на сведения которых опирался Гази-Барадж, старались подчеркнуть свои права на доминирование в Причерноморье и в Северном Кавказе. А мы, на основании этого, уясним для себя, что булгары и русы за три тысячи лет до нашей эры были одним народом. Напомню по этому поводу ремарку древнебулгарского автора: «А от булгар, ходивших в Самар, пошли урусы, а от ширских таргизцев - мурдасы...»(311).
И ещё. По поводу языка древних булгар и смысла их этнонима давно и много спорят большие учёные. Хочу также высказать свои мысли на эту тему. Как я говорил выше, свой язык булгары многократно меняли. Их изначальный язык - индоарийский, близкий санскриту. Думаю, что после того, как булгары несколько веков верно служили персидским царям, они перешли на индоиранский язык. А в гуннскую эпоху стали говорить на языке гуннов, либо финно-угров. Далее, Гази-Барадж говорит, что в 5 веке булгары попали в зависимость от сабаров: «От них пошел наш язык, который персы ошибочно называют кыпчакским, ибо сами кыпчаки восприняли его у кыргызов и при этом еще изрядно испортили». Сабарский язык, автор прямо называет тюркским. Уже во время жизни булгар в Поволжье их язык опять трансформировался. Носители сабано-тюркского языка и финно-угорских наречий были вытеснены с территории центральных районов Волжской Булгарии и Башкирии на север. В частности, вариант сабано-тюркского языка закрепился на территории Чувашии. Автохтонным народом здесь были ары, народ не выясненного происхождения. Хотя я думаю, что, судя по названию, это индоарийские племена, переселившиеся в древности по тем или иным причинам из степей в леса. Булгары ассимилировали их. Этноним «чуваши» ары получили уже в 15-16 веке, когда основная масса этого народа была переведена в сословие субашей. Субашами, могли стать только мусульмане, они платили меньшие налоги и облагались меньшими повинностями. В центральных же районах Волжской Булгарии со временем восторжествовали тюркские языки кыпчакской группы. В летописи «Гази-Бараджа» есть много мест, где упоминается о том, что начиная со второй половины 10 века, территория Волжской Булгарии подвергалась неоднократному массовому заселению кыпчаками. Один из таких моментов булгарской истории автор даже называет «тюркменским потопом». Да и дальнейшая история постоянного давления на Волжские народы восточных кочевников (например, во времена правления Чингизидов) давала повод для распространения на этой территории тюркских языков кыпчакской группы. Поэтому можно констатировать, что булгары со временем изменялись не только внешне, превращаясь из индоевропейского племени в угорское, а затем и в тюркское, но и язык их за это время менялся неоднократно.
Две версии есть у меня по поводу возникновения этнонима «булгары». Но сначала воспроизведу версию о происхождении данного названия, которую поведал нам сеид Гали в своем «Хон китабы»: «Свободные самарцы называли себя словом "бал" или "бул", означавшим "господин". Людей сословия воинов, набиравшихся из скотоводов, называли "булгар", то есть "господин-воин", так как "гар" означало "воин" и "богатырь"»(312). По словам сеида Гали, булгары с древности были кочевыми племенами, основным занятием которых помимо скотоводства была война. Именно поэтому их называли булгарами. То есть появление их имени аналогично появлению славянского этнонима «варяги» (от термина, изначально обозначавшего сословие воинов).
Арабский путешественник и писатель Ал-Гарнати опубликовал в своем «Муриб Ан Ба'Д Аджаиб Ал - Магриб» со ссылкой на булгарского сеида Якуба, написавшего в конце 11 века недошедшую до нас «Историю Булгара», другой вариант происхождения этнонима «булгары»: «А ученый у них называется балар, поэтому назвали эту страну «Балар», смысл этого - «ученый человек», и арабизировали это, и стали говорить «Булгар»(313).
Как видите, даже у древних булгарских авторов нет единого мнения о происхождении своего имени.
А теперь - собственные гипотезы происхождения этнонима «булгары». Первая, от уже упоминаемого мной булгарского слова бул (бал) - свободный. Где «гар» означает вовсе не «воин», а «горец». Почему «горец»? Я уже говорил о том, что слово «гор» («гур») в древнебулгарском языке (индоарийском) означало гору. Почему? Это следует из древнебулгарских летописей. Везде, рассказывая о древних событиях, связанных с булгарами и их предками самарами, древнебулгарские авторы подчеркивали, что народы эти поклонялись горам. Не буду голословен, приведу несколько выдержек. Сеид Якуб в своем «Кади китабы», ссылаясь на «Хазар тарихы» Макаиля Башту, рассказывая о происхождении булгар от синдийцев, писал: «Они не потерпели того, что остальные синдийцы стали придавать каменным изваяниям верховного синдийского божества - Тара или Тангра - кощунственный вид простого человека, а не остроконечной каменной горы Самар с гладкими ровными склонами, и вернулись из Синда на прежнее место жительства - на реку Самар у горы Самар». А также: «А переселенцы из Иделя, ушедшие дальше всех на запад, назывались булгарами... На новом месте они возвели, первым делом, огромную гору в честь Тара и назвали ее и свою страну – Самар». И еще: «А внутри этой и других гор Самар они делали пещеру, где клали умерших людей. И если умирал муж, то жену его живой замуровывали в пещере с ним, а если умирала жена, выигравшая у мужа свадебный поединок, то вместе с ее телом живьем замуровывали в пещере ее мужа».
Ему вторит сеид Гали: «Его погребли в семиэтажной башне-усыпальнице. Усыпальницы-башни других правителей и знатных жителей самарцы называли в память о Маре "Май-юлы" ("Путь [праведного] Мара [на небо]"), так как хотели, чтобы Всевышний даровал им такие же посмертные милости. А бедные, не могущие построить усыпальниц, погребали в горных пещерах. Потом, когда булгары ушли в степи, погребальные пещеры стали выкапывать в земле... Кроме этого; самарцы делали Молитвенные башни или "Джок Йорты". У этих зданий было три или семь этажей... Кроме этого самарцы поклонялись и горам с гладкосторонними вершинами и уступчатыми подножиями, так как верили, что на них происходят явления Всевышнего. Эти священные горы назывались Самар, и это имя самарцы дали своему государству»(314).
Заметили полное сходство с обрядами захоронения древних индоевропейцев? Все правильно, предки булгар были в их числе. А теперь вдумайтесь, почему скифы делали курганы на могилах похороненных сородичей? Да потому, что они все были «горцами». Нет, не потому, что они когда-то жили в горах. Все дело в религии. Как известно, древние индоевропейцы поклонялись солнцу. Быть ближе к солнцу (Ярилу) было почетно. Именно поэтому они устраивали религиозные обряды на горах, холмах и речных утесах. Когда индоевропейцы стали кочевниками и перебрались в степи для отправления обрядов они стали делать насыпные холмы. До нашего времени сохранились десятки тысяч скифских курганов. Чем выше было прижизненное положение покойника в обществе, тем выше курган насыпали при его захоронении. Чтобы быть ближе к богу, чтобы бог смог заметить и снизойти на него. После смерти на вершине этого кургана совершали религиозные обряды (тризну) для того, чтобы передать душу умершего в руки «господу». Такие высокие места булгары называли самарами. В славянском языке это слово сохранилось как «яр» - высокое чистое место для совершения обрядов, посвященных богу солнца - Ярилу. Известно, что одно из имен всех древних кочевников-индоевропейцев (и индоарийцев, и германцев) - арии. Этот этноним можно воспринимать, как «люди, поклоняющиеся Ярилу», так и «люди, строящие яры». Другими словами арии, как и самары, были «горцами», что нашло отражение в некоторых племенных славянских названиях. Например, хорваты - «горбаты» (горцы). Или вы думаете, что это имя появилось только потому, что хорваты живут на Балканах, где много гор? Нет, все не так. Балканские хорваты в древности назывались красными хорватами (южными). Они единственные донесли до наших дней свое племенное имя. А белые (восточные) хорваты, проживавшие на территории современной Белоруссии (где, заметьте, горы не наблюдаются) и в Карпатах, а также черные (западные) хорваты, жившие в Моравии и Словакии, свои имена потеряли, растворившись среди других славянских племен. Другими словами, этноним «булгары» состоял из слов «бул» («бол») - вольный (сословие вольных людей, обязанных состоять в армии племени) и «гар» («гор», «угыр», «угур»; пример, утигуры), что означало «горец», как синоним слова «яр» - гора. Булгар - «вольный арий», либо «воин арий».
Изложу для наглядности еще одну свою теорию по поводу происхождения этнонима «булгары». Ей уже больше тридцати лет. Раньше мне казалось, что она поддерживается увесистыми аргументами. Теперь я вижу, что ошибался. Что ж, история, как и всякая другая наука развивается. Появляются новые летописные и археологические данные, новые способы выявления истины. К примеру, генетические исследования, способны перевернуть многие устоявшиеся постулаты.
Долгие годы я считал, что свой этноним булгары получили по имени реки Волги. Так этот народ, как мне казалось, назвали славяне из-за того, что булгары долгое время жили за Волгой. И булгарами (по этой моей теории) славяне называли не только этнических булгар, но и все племена, жившие в Заволжье и подчиненные гуннам. Так рассуждать мне позволяло несколько факторов. Во-первых, Волгу Волгой называли только славяне, булгары называли ее Агиделью, фино-угры Аттиль, хазары Итиль. Есть обратное мнение, что сама река получила данное название по имени булгар. Это маловероятно, так как обычно гидронимы имеют несравненно более давнюю историю, чем этнонимы. Я не знаю в истории ни одного случая, чтобы река называлась по имени народа, населяющего ее берега. Вот обратных примеров сколько угодно: бужане и полочане, согласно ПВЛ, получили свое название именно так. К тому же на Северо-востоке Руси есть множество рек имеющих окончание на «га». Подобное словообразование имеют реки: Молога, Пуйга, Свияга, Бурга, Вага и т.д. Не могу с уверенностью сказать, что этимология подобных названий связана со славянским словом влага. Хотя не знаю финно-угорских или тюркских этимологий, способных с достаточной долей логики объяснить эти названия. Почему? Да потому, что все неславянские этимологии подобных гидронимов не имеют систематизированного построения. Нет таких финно-угорских, либо тюркских слов, которые доходчиво объяснили бы, почему все эти гидронимы заканчиваются на «га». Все угорские и тюркские этимологии приведенных мной гидронимов, крайне индивидуальны, тогда как, даже не специалисту видно, что словообразование их имеет закономерную систему. Другими словами, ясно, что на «га» они оканчиваются не случайно. К примеру, название реки Свияга объясняют на основе тюркского «су» - вода и «ага» - течь. Но известно, что в тюркском языке для обозначения реки традиционно используется только «су» и нигде не используется «ага». Причем «су» традиционно ставится в конце словообразования. Пример: река Кой-су. Ну, если даже принять, что в данном регионе для законов тюркского языка были введены исключения, то придется признать, что во всех других водоёмах, оканчивающихся на «га» (Мга, Радуга, Ладога и т.д.), течет не вода, а что-то другое. Такой же темный лес в финно-угорских вариантах этимологий. Во-вторых, в Северо-Восточной Руси отмечено активное употребление имен Вольга как у женского, так и у мужского населения. Это слово могло означать, то же самое, что означали названия славянских городов Волин (Волынь) и Вильно (Вильнюс) – вольный, свободный. То есть названию Волги можно дать этимологию на основе славянских слов «вольный» и «влага». Другими словами Волга - это «вольная река». В-третьих, в Европе, в первых сообщениях о булгарах, их имя писалось как, «volgari» - волгари. Данный вариант написания булгарского этнонима использовался и позднее. В частности Баварский географ, живший в 9 веке, записал булгар в таком виде: «Vulgarii».В-четвертых, славяне, вечно путались из-за букв «б» и «в». Поэтому только славяне сами, назвав болгаров «волгарями» в конце концов, могли переделать их в «болгари» или «булгари». Это имя, разнесенное славянами по всей Европе, стало этническим. Подобных примеров, когда народ получал свой этноним, через чужое восприятие, в истории предостаточно. Взять, хотя бы тех же самых, волжских булгар, которых теперь мы официально называем татарами. Не татары они вовсе. И никогда ими не были. И категорически всегда выступали против этого имени. Но этим именем, следуя завету Чингисхана, назвал их хан Батый. В «Гази-Барадж тарихы» сказано, что так монголы называли все завоеванные и присоединенные к своей империи народы в честь некогда оказавшего им серьезное сопротивление племени. Хотя племя это к середине 13 века уже безвозвратно сгинуло.
В эту мою концепцию получения имени народа, через гидронимы, хорошо вписывались и авары, близкородственный булгарам народ. Я считал, что авары – это те же самые гунны, только получившие свое имя не от славян, а от готов. Дело в том, что одну из больших восточнославянских рек, готы называли «Вар». Некоторые ученые полагают, что так они называли Днепр, другие, Днестр, третьи - Волгу. Поэтому, вполне возможно, что авары получили свое имя от готов по тому же принципу, что булгары от славян. По имени реки, на берегах которой они обитали. Т.е. авары – это те же булгары, только на готском языке. Другими словами – это готская калька славянских «волгарей».
У Иордана так называют Днепр - (§ 26). У Константина Порфирородного наряду с названием ο Δάναπρις, встречающимся многократно (De adm. imp. 8, 9, 37, 42), употребляется и название «Варух» (Βαρούγ),).
А приставка «а» говорит о том, что это имя одушевленное. Другими словами, я считал, что сведения о гуннах дошли до Европейских «потребителей» в трех вариантах, самостоятельно как «гунны», от славян, как «волгари» и от готов, как «авары». И гунны, и авары, и булгары, и венгры-мадьяры сами себя именовали еще и хонами. Среди их вождей мы встречаем одни и те же имена (Курт, Боян), а также у этих народов одинаковый способ племенных названий (хунгуры, утигуры, кутригуры и т.д.). Но среди самоназваний и родовых имен мы не найдем ничего похожего ни на «волгари», ни на «авары». Все это внешние названия. К тому же, гунны, переправившись через Волгу, встретились с двумя противоборствующими народами - славянами и готами. Поэтому они могли получить эти внешние названия в двух вариантах.
Если честно сказать, в этой моей гипотезе мне и тогда не всё нравилось. Я и раньше читал работы нескольких болгарских историков, где они выводили имя своего народа от неких «булхи», зафиксированных в античные времена в Средней Азии возле гор Именон. Теперь я знаю, что готы словом «Варух» называли Днепр. Очевидно, что это готская транскрипция греческого названия этой реки (Борисфен). Булгары Днепр называли Бури-Чаем.
Да и имя «волгари» могли получить скорее варяги, заселившие Северо-Восточную Русь, чем булгары. Ведь данное название реки - «Волга», зафиксировано сначала в Северо-Восточной Руси, там, где селился народ, называемый булгарами «балынцами» (волинцами). Поэтому моя этимология Волги, в виде «вольной реки» имеет под собой реальное обоснование. Но, данное наименование перешло на всю Волгу от истоков до устья уже во времена существования Московской Руси. Т.е. через много веков после того, как булгары появились на ее берегах.
Из этого, можно сделать вывод, что всё-таки, этноним булгары, зародился ещё в глубокой древности. И "булхи", зафиксированные древними авторами возле гор Именон, являются прямыми предками булгар. Тем более, что есть все основания идентифицировать горы Именон, как горы, к которым примыкает Согдиана и Бактрия, т.е. как горы, которые древние булгары называли Самар.
Современные булгары (волжские татары) - это удивительный народ, сшивший свою культуру из лоскутков многих народов. В основе своей – индоевропейское племя воинов, которое на протяжении нескольких тысяч лет служило правителям великих держав Месопотамии, Ас-Сирии, Персии, Кавказа, Средней Азии, гуннам, аварам, сабарам и хазарам. В этногенезе булгар поучаствовали и древние индоарийцы, и арабы Месопотамии и Передней Азии, и различные кавказские народы, гунны, авары, сабары, славяне, хазары, финно-угры, печенеги, куманы и т.д. Они за свою историю не раз меняли язык: с индоевропейского на гуннский (возможно он был финно-угорским), а затем и на тюркский. Сами булгары не раз создавали собственные могучие державы: сначала от Дуная до Волги, при Курбате; затем от Дуная до Дона и от Черного моря до Балтийского при Светогоре; от Кавказа до Белого моря и от Оки до Енисея во времена Волжской Булгарии. Династия всех последующих булгарских балтаваров, ханов, капов и эмиров, правивших сначала в Кара-Саклане, а затем на территории Волжской Булгарии была из гуннского рода Мардан-Дуло. К этому роду принадлежали Булюмар и Атилла. Из этого рода вели династии цари Балканской Болгарии, Венгрии и Руси.
Конец статьи
Примечание: при цитировании ссылка на автора и сайт обязательна
Литература:
299. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.
300. Там же. С.12.
301. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309.
302. Там же.С.311.
303. Там же.С.311.
304. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.
305. Там же.С.15.
306. Там же.С.17.
307. Там же.С.18.
308. Там же. С.21.
309. Там же. С.24.
310. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С. 192.
311. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.14.
312. Сеид Гали. Праведный путь или благочестивые деяния булгарских шейхов. С.309
313. О.Г.Большаков. Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. М. 1971
314. Гази-Барадж тарихы // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С.11.
Похожие записи:
Нет "татар" - есть волжские булгары!МЫ - БУЛГАРЫ!Нет "татар" - есть волжские булгары! Нет "татар" - есть волжские булгары! Републику в сообществе ключевую статью одного из лидеров булгарского движения с целью ознакомл...
|
Татары мы или, все-таки, булгары?Татары мы или, все-таки, булгары? Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым... Джордж Оруэлл, "1984" Существует множество страшных п...
|
Булгары.Часть1 С.В. ТрусовБулгары.Часть1 С.В. Трусов Булгары Часть1 Булгары оказали на чалдонов и восточных славян наибольшее влияние из всех народов, которых относят к восточным кочевникам. Но на самом деле племена...
|
Великая Тартария - империя АриевВеликая Тартария - империя Ариев Современная официальная наша история, преподаваемая в школах, приняла окончательный вид в 18-19 веках н.э. и была написана в соответствии с библейской концепцией ис...
|
Мусина И.Р. История древней Руси - в булгарских летописях Бахши Имана «Джагфар Тарихы» Приложение к книге Йордана Табова "Когда крестилась Киевская Русь" Татария, татарин
Комментарии (0)