Тупик веселья
Некоторые думают, что сатира и сортир это примерно одно и то же. Низкий жанр. Значит, выше области таза подниматься не рекомендуется. Секс и шутки туалетного уровня опорные шесты современного юмора, вокруг которых затем раскручивается всё остальное. Тонкость, изящество, меткость эти отличительные черты развитого искусства смешить и забавлять ныне почти не востребованы. В былые годы о падении жанра сокрушались многие корифеи монолога и репризы, а ныне и они уже бегут в общей упряжке, состязаясь с молодыми в том, кто проще, пошлее и незамысловатее. Такова мода, таков формат, к которому стремятся едва ли не все так называемые юмористические программы на российском телевидении.
Улица Весёлая , новое смеховое шоу, идущее по каналу Россия 1 с начала июня этого года, не стало оригинальничать, претендовать на место среди исключений. Назвался грибом полезай в кузов. Да и могло ли быть иначе? Ведь новые русские бабки , маячащие на нашем телеэкране уже не первое десятилетие, классики и апологеты именно такого низового юмора. Спору нет, до Comedy Club в бесстыдстве им далековато, но это, скорее всего, по причине, вполне прозаической на иную возрастную категорию ориентируются, на другом канале работают. В остальном всё тот же традиционный классический набор тем: тёща, секс и интеллектуальная одарённость современного россиянина.
Ну, тупые десятилетия два подряд убеждал нас М. Задорнов, балуя байками из жизни иностранцев. Ныне в этой области, кажется, мы смогли добиться полного импортозамещения. Зачем нам недалёкие американцы, когда своего материала хоть отбавляй! Рассказы о наивных и незадачливых гражданах США полностью вытеснены сценками из жизни не отличающихся богатством извилин россиян. Тупость, жадность и вороватость сограждан воистину неиссякаемая для нынешних российских юмористов жила.
На первый взгляд кажется, что ничего страшного здесь нет. Над тупостью и глупостью смеялись во все времена. Однако наш телевизионный смех отличается от классического. Это самодовольный жизнеутверждающий смех, смех торжествующей глупости, а не, напротив, победы над ней. Смех, отнюдь не исцеляющий и не воскрешающий к подлинной жизни. Да и с чего бы? Нынешний юмор полностью лишён этической нотки. Он пороки не бичует, не стремится выставить их в неприглядном свете, потому что вообще имеет слабое представление о том, что есть такие понятия, как порок или стыд . Смех сегодня не только развлечение и отвлечение. Если бы всё ограничивалось только беззаботным времяпрепровождением, это ещё можно было бы понять и принять. Но он превратился в похвальбу глупости, подлости, хитрости, хамства и пошлости. Не ум смеётся над глупостью, добро над злом, правда над ложью, а одна пошлость над другой, большее хамство над меньшим.
Отличительной чертой Улицы Весёлой является пошлость во всех смыслах этого слова. Пошлость как избитость, отсутствие оригинальности, пошлость как безвкусица, сдобренная сальностями. В который уже раз хочется поблагодарить закадровый смех, только по нему и определяешь: вот это, кажется, была шутка.
Оригинального в Улице Весёлой мало. И оснований для обвинений в нехватке собственных идей предостаточно. Глядя на сорокаминутное шоу новых русских бабок , не можешь отделаться от невольных параллелей. То Уральскими пельменями , идущими по СТС, пахнуло, то Нашей Рашей повеяло. Но не будем вдаваться в подробности, спишем это, как в известном мультфильме Пиф-паф ой-ой-ой , на традицию . Одно несомненно реет над всеми этими бабушкиными посиделками на Улице Весёлой тень отца-основателя специфического для канала Россия 1 юмора Е. Петросяна. Впрочем, что толку говорить о вторичности, когда сам образ новых русских бабок , мягко говоря, не отличается оригинальностью При этом следует отметить, что традиций Маврикиевны и Никитичны они не продолжили. Взяли форму и вытряхнули из неё весь смысл и содержание.
Но пошлость ещё не всё. Проблема заключается в другом в отношении к своему делу, которое сквозит в каждом выпуске Улицы Весёлой . Смотришь на пёстрое действо и не можешь отделаться от мысли: работают спустя рукава, не уважают зрителя а, так сойдёт, и это схавают . Сценки в каждом выпуске настолько незатейливы с точки зрения формы и содержания, что глазам не веришь: неужели юмор с бородой ещё востребован? Самоповторы, идущие уже со второго выпуска, навевают воспоминания о легендарных турах Жени Белоусова, разъезжавшего в начале своей карьеры с 3 4 песнями. Принципиально нового в каждом последующем выпуске нет, идёт одна перестановка слов и декораций. Не слишком ли буквально авторы шоу восприняли слово реприза ? Приключения тёщи на отдыхе, дебют престарелого спортсмена эти репризы за пять выпусков успели прогнать уже по два раза, сценки же из жизни простого люда тупой и ещё тупее и вовсе переигрываются в каждом шоу. Юмор довольно технологичен, остроты поставлены на поточное производство и изготавливаются по готовым шаблонам. Дух живой импровизации отсутствует. Не хватает естественной, хорошо знакомой многим расслабленной атмосферы непринуждённого юмора, шутки, смеха. Вместо неё нарочитость, искусственность, надуманность ситуаций и положений.
О надуманности вообще хочется сказать отдельно. В былое время юмор всё-таки не терял связи с реальностью, воспроизводил её с большой долей достоверности, преображая отдельные её стороны в зависимости от художественного замысла. Ныне всё обстоит ровно наоборот из жизни выхватывают отдельные детали и ими расцвечивают воображаемую действительность. Такое пренебрежение жизнью негативно сказывается на самом качестве юмора. Жизнь смешнее всякой выдумки. И новостийная лента, рассказывающая о бабушках, покупающих вечный пылесос или потребляющих за завтраком бутерброды с мёдом и героином, намного забавнее сценарных потуг.
Когда Юрий Антонов в своё время пел о том, как хорошо пройтись по Абрикосовой, свернуть на Виноградную, он ничего не говорил об улице Весёлой. Может быть, это оттого, что на самом деле такой улицы нет. А есть тупик тупик веселья. Нужно ли сворачивать в тупик или идти дальше это, конечно, по нынешним плюралистичным временам телезритель выбирает сам. Но вот в том, что у нас, куда ни кинься, кругом одни тупики, вне всякого сомнения, нет ничего весёлого.
Так что я бы внял совету Юрия Антонова и свернул бы лучше на Каштановую, Луговую или того пуще Сиреневую. А вот Весёлую обошёл бы стороной. Потому что кто его знает, что за заразу можно подхватить на этих весёлых улицах.
Читайте также:
Мировые новости → Украинские шахтеры объявили бессрочную акцию протеста
Мировые новости → Протестующие в США требуют от Обамы признать факт геноцида армян
Авто → В период праздников в Москве ограничат движение
Авто → Рябиновая улица станет полноценным дублером западной части МКАДа
Кино → Пять вечеров. Забытое кино на каждый день недели
シ Обязательно поделись ссылкой с друзьями! ٩(^‿^)۶✉ Мы очень рады видеть Вас, на нашем сайте столько раз — 60355126 ツ