О зеркалах и трафике
Все мы сегодня юзеры. И не только путешественники по Интернету, но и его потребители и немного создатели. Естественно, в виртуальное зазеркалье мы тащим свои привычки и заблуждения. Мы абсолютно уверены, что там, во внешнем мире, в России, Америке, а еще лучше в Японии много шикарных быстрых каналов доступа к Интернету, очень вкусный контент и море информации на все случаи жизни. А главное — стоит все это копейки. Только у нас в Узнете все древнее, медленное, дорогое и малоинтересное. Это заблуждение? Отчасти.
— Пойду-ка я к ней навстречу, — сказала Алиса.
Конечно, ей интересно было поболтать с цветами, но разве их сравнишь с настоящей Королевой!
— Навстречу? — переспросила Роза. — Так ты ее никогда не встретишь!
Я бы тебе посоветовала идти в обратную сторону!
Льюис Кэрролл
"Алиса в Зазеркалье"
Почему в США дешевый Интернет? Здесь, как в Греции, все есть. Главное действующее лицо в Сети — все-таки не провайдер, обеспечивающий доступ, а тот, кто создает контент. И с этим в США все в порядке. Контент там создан американцами, прежде всего для американцев, ну а потом для всего остального мира. Львиная доля трафика — по внутренним, местным ресурсам. Американские провайдеры могут себе позволить брать деньги не за мегабайты, а просто за сервис, давать Интернет в долг и даже раздавать даром в виде различных бонусов. Им нет необходимости резервировать мощные каналы связи до Европы. Мало интересны Россия и СНГ, и нет им никакого дела до виртуальных стран остального мира.
У нас все с точностью наоборот. В Узнете всего-то около 5000 действующих сайтов. Контент пока мал и не интересен по большей части остальному миру. Ну, остальной мир пусть подождет, а как бы нам усилить интерес к собственным ресурсам?
Самое простое решение, но совсем не популярное, можно даже сказать вредительское для юзеров — задрать повыше цену внешнего канала, сделать путешествие в виртуальную Америку или даже Россию услугой эксклюзивной, неоправданно дорогой, только для малого круга богатых пользователей или для тех, кому это жизненно необходимо. Цена внешнего мегабайта вырастет, как цена на золотую тройскую унцию, а цена внутреннего трафика превратится в местную трудно конвертируемую валюту. Может быть, тогда и собственные ресурсы начнут развиваться, потому как подсел народ на Интернет за эти годы. А может, и не начнут. Потому что, если что-то у народа отбираешь, а предложить взамен нечего, ничего хорошего не получится. Золотая рыбка не исполнит нашего желания в одночасье превратить Узнет в доменную зону, насыщенную информацией покруче обеих Америк — Северной и Южной или вместе взятых Европы и России.
А как еще можно экономить внешний трафик? Сервисами того же mail.ru пользуется как минимум каждый второй юзер Узнета. Трафик идет бешеный. Может создать зеркало этого сайта. Все пользователи, идущие с узбекских айпишников, заворачиваются на это зеркало в Ташкенте, и канал на Россию освобождается. Существует же зеркало википедии в Узбекистане http://wiki.zn.uz.
С википедией все же проще, пополнять ее можно любому юзеру, в том числе, что очень важно, и на узбекском языке. И с авторскими правами все в порядке. Проект народный и открытый для всех. Он не должен быть идентичен российскому аналогу. Наоборот, сегодня его прелесть в узбекской самобытности.
С mail.ru сложнее. Наше зеркало должно быть абсолютным братом, близнецом оригинала. А ведь это не просто сайт или портал. Это большой проект, в который вложены огромные деньги. Торговый знак "mail.ru" защищен всеми российскими и международными законами. Ни алгоритм его, ни оформление, ни структуру, ни базу данных просто так не перетащишь. Получается, зеркало "mail.ru" требует таких же гигантских затрат, как и оригинал. Даже если предположить, что такие деньги найдутся, возникнет вопрос, и будет этот вопрос сеять сомнения в головах потенциальных инвесторов. Может, лучше эти средства пустить на развитие оригинального узбекского проекта типа "mail.uz"?
Хлопотное это дело — развитие собственной Сети, даже если массами строить виртуальные сервисы, накачивать сервера музыкой, играми, фильмами, плодить разнообразнейшую блогосферу на все вкусы, не скоро мы еще доберемся до дешевого высокоскоростного Интернета, который преимущественно будет нашим местным. "TAS-IX"-ским. Однако дорогу осилит идущий. А куда идти?
Пока еще зарубежный хостинг, в том числе и для сайтов с доменом "uz", кажется состоятельным клиентам предпочтительнее и надежнее, они имеют право хотеть и использовать лучшее за свои деньги, но уже пора поднимать конкурентоспособность наших хостеров на мировом рынке. Тем более что по цене они явно предпочтительнее. Нужна только развитая система электронных платежей через Интернет. И защита этих платежей от мошенников. Когда будут бродить сравнительно большие деньги в Узнете, появятся те, кто захочет ими завладеть. Вот тогда очень быстро придется внедрить электронную подпись и даже настоящие электронные паспорта. Наступит время полноценных интернет-магазинов в Узбекистане. Зайдешь на витрину такого магазина, пощупаешь товар виртуально, может, даже ничего и не купишь, но за трафик заплатишь копейки. Он должен быть дешевым, анлимным, мегабитным "TAS-IX"-ким.
Не единым интернет-магазином жив юзер. Ему нужна наша Узнетовская блог-платформа, разнообразие игровых порталов, с проведением открытых онлайн-турниров Узнета, с приглашением виртуальных гостей из внешнего мира.
Хотим или не хотим, а придется создавать больше бесплатных ресурсов: файлообменники, почтовые и пр. сервисы.
Конечно, есть у нас интересные ресурсы: и Шарк создает контент, и Саркор, и ТПС. К ним относятся Narod-uz, vse-uz, budka.uz и пр. Но искать нужное в нашем местном Интернете почему-то удобнее яндексом или гуглом. Наверное, это дорогое удовольствие сделать в Узнете поисковик, сравнимый с яндексом, чтобы он и на рекламе зарабатывал, и рейтинг сайтов индексировал, чтобы боролись владельцы ресурсов за место под солнцем поисковика, то есть за место в результатах поиска.
Центр "Узинфоком" обещался когда-нибудь такой поисковик сделать. Ждем.
Тот, кто генерит внутренний трафик, естественно, хочет на этом зарабатывать. В итоге провайдеры, которые не развивают свои ресурсы, которым нечего предоставить на обмен, будут платить больше остальных, и внешний канал им потребуется в большей степени, и по "TAS-IX"-су трафик пойдет на других провайдеров.
Что сейчас пользуется популярностью? Мелодии, видеоклипы, картинки для мобильников. Не слишком широкий спектр таких услуг в Узнете, потому что мало этого добра на местных ресурсах собственного сочинения. Почти никто в Узбекистане не производит такую нужную для контента продукцию.
Ну и самое главное — контент должен быть интересен. Это возможно, если авторы и менеджеры контента будут в достаточной мере интерактивны. В Интернете юзер — "человек играющий", и задача контент-менеджеров — вовлечь в свою игру как можно больше людей. И думать, думать о том, какой контент может быть востребован завтра. Всегда держать в голове перспективные разработки, новые сервисы, прикидывать свои технические и финансовые возможности.
Правда, справедливости ради надо отметить, что прошло то время, когда для развития собственных веб-ресурсов необходимы были скромные средства. Да и техническое обеспечение контента стало более требовательным. Сегодня приличный контент требует приличных денег и на создание, и на поддержку, и на расширение. Это уже десятки тысяч долларов. Но если бизнесмен с тугим кошельком имеет некоторое представление, как заработать на интернет-провайдерстве, то он весьма смутно представляет, как заработать, создав крупный портал или блог-платформу. Большие сомнения посещают коммерсантов, которые не представляют объем платной рекламы в Узнете сегодня, и уж тем более никто не рискует предположить объем рекламных денег завтра. И кому после этого нужен такой рискованный бизнес?
Нет уж, пусть Узнет созреет, родит массу интересных, прежде всего для Узбекистана, и для внешнего мира, ресурсов, думают они, тогда можно будет и вкладывать деньги. Опять у нас телега впереди лошади, и развитие идет за счет голого энтузиазма небольших провайдерских денег и отдельных спонсорских взносов. Ждем, наверное, чуда.
Внешний (не Узнетовский мир), к которому мы в Сети всеми силами стремимся, — он не у нас в компьютере, он у нас в голове, в сложившихся стереотипах. Нам кажется, что Узнет никогда не достигнет мощи и привлекательности американского, европейского контента или даже рунета.
Но как было в той сказке про Алису?
Cначала появляется улыбка чеширского кота, а затем уже сам кот. Начнем с улыбки.
Автор: Александра СВИСТУНОВА.
Читайте также:
Hi-Tech → За достойный контент в Узнете!
--Корневой раздел-- → Онлайн радио
Новости → Как поймать клиента в Сети?
Hi-Tech → Фейсбук тестирует функции публикации постов со "сроком годности"
シ Обязательно поделись ссылкой с друзьями! ٩(^‿^)۶✉ Мы очень рады видеть Вас, на нашем сайте столько раз — 60366701 ツ