adattive - мобильная тема
Булгары
Администратор блога: | Ramazan |
Как выбрать стиль йоги?
Решили заняться йогой, но не знаете, какой стиль вам подойдет? На сайте Хануман.ру вы сможете найти описания большинства стилей йоги, которые преподают в России и ближнем зарубежье. Но если вам трудно определиться самостоятельно, то читайте это руководство. Начнём... Определитесь, для чего вам нужна йога, и с помощью этого обзора вы легко найдете вид практики для себя. Йога для начинающих Тем, кто прежде не занимался ни йогой, ни спортом; ослабленным или пожилым людям подойдет начальный уровень Йоги Айенгара. Здесь вас научат выполнять асаны с детальной точностью, а множество приспособлений убережет от перегрузок спину и суставы. Мягкими и щадящими для новичков считаются «первые» классы Брахмачари йоги, Шивананда йоги, Трай йоги, Вини-йоги, Янтра-йоги, Крипалу-йоги, Танцевальной йоги. Постепенным входом в практику отличается система Йога 23, где сначала укрепляют мышцы всего тела, и только потом приступают к серьезным растяжкам и скруткам. Если есть проблемы со здоровьем Терапевтическим эффектом обладают все стили йоги, но акцент на йога-терапию делается в Шивананда-йоге и Сатьянанда йоге. При наличии серьезных заболеваний и травм, в случае ампутации конечностей, лучше обращаться в школы, где составляют персональные программы, например: школа йоги Виктора Бойко и Йога 23. Йога для похудения Быстро сбросить вес помогают динамичные стили: Аштанга виньяса йога, Пауэр йога, Дживамукти йога и особенно горячая Бикрам йога (занятия проводятся при температуре воздуха в помещении около 40 градусов). Динамика и мощная нагрузка полностью вышибают практикующего из повседневности. Для мешающих мыслей просто не остается места. Одно «но»: эти стили практики подходят молодым и здоровым людям с крепкой спиной Йога для секса Для решения сексуальных проблем, укрепления и развития отношений в паре, в семье, рекомендуем Тантра йогу с партнером или просто Парную йогу. Практика йоги помогает человеку стать искреннее, лучше узнать себя. Открыться партнеру в этот момент особенно ценно. Это поможет избавиться от комплексов, расслабиться и научиться получать удовольствие от секса и от жизни вообще. Чтобы сохранить молодость и найти счастье Занятия Кундалини йогой школы Йоги Бхаджана учат быть счастливым, успешным, омолаживают и помогают избавиться от вредных привычек. При наличии опыта в йоге, эта практика вырабатывает потрясающую ментальную стойкость, избавляет от старых обид, страхов, депрессии и дает огромное удовольствие. Но: при отсутствии минимальной силы воли и умения успокаиваться, занятия могут показаться каторгой… Для поклонников Кастанеды Тем, кто жаждет «глубокого погружения» в «пси-эффекты» йоги в русле Кастандовского «Учения Дона Хуана» – прямая дорога на занятия по soft- и hard- линиям Йоги 23. Для самостоятельных Некоторые стили йоги созданы так, чтобы ученик развивался сам и не зависел от силы и энергии Учителя. Таковы Универсальная йога Андрея Лаппы, Йога 23 Андрея Сидерского, школа йоги Виктора Бойко, Йога тени Шандора Ремете, Крипалу йога Амрита Десаи. Йога в трудной жизненной ситуации Если пришло время совершить революцию в своей жизни – выбирайте силовые практики Йога 23, Аштанга-Виньяса-йога, Йога Тени, Универсальная йога, Ишвара йога, Дживамукти йога, Пауэр йога. Мощная практика – для тех, кто готов переосмыслить понимание мира и своего места в нем, что особенно важно в критические моменты, когда решается вопрос «быть или не быть». Чтобы разобраться в себе Йога-нидра (йога божественного расслабления, или практика йогического сна) помогает осознать свои проблемы и их причины. Занятия проводятся лежа, в расслабленном состоянии, но часто их предваряет «приличная» тренировка — для достижения максимального эффекта при расслаблении. Сохраняя осознанность в состоянии полусна, практикующий получает доступ к подсознанию, наблюдая потаенные стороны своей личности, в том числе страхи, блоки и запреты, которые в этом состоянии проще осознать и отпустить. Настоящая индийская йога Если есть желание проникнуть глубже в традиции Индии или Тибета, постичь аутентичную йогу с пением мантр, следованием священным писаниям, а кое-где и с проведением обрядов, попробуйте Патанджали йогу, Шивананда йогу, Сатьянанда йогу (Бихарская школа йоги), Янтра йогу, Кундалини йогу школы Йоги Бхаджана. И напоследок: выбирая методику занятий, помните, что йога – это все-таки путь к свободе, а не очередной способ «изнасилования» себя ради «похудения», «просветления» или чего-то еще. Поэтому отбросьте мысли о «сложности выбора» и сходите на любое занятие йогой, которое будет удобнее всего посетить, учитывая место, время и уровень сложности. Не анализируя, доверьтесь случаю. А дальше тело само подскажет — «ваше» это или нет. Если вы посмотрите биографии Великих учителей йоги, то увидите: мало кто из них искал йогу. Йога появилась на их пути. С тех пор их путь стал называться йогой.
Ramazan
19 октября 2015
0
Нет комментариев
|
Инь-йога названа так из-за соответствия даосскому понятию инь (противоположному янь). Это не совсем стиль, а скорее, один из двух способов выполнения асан хатха-йоги. Это «тха»-часть хатхи (ха-солнце, тха-луна), целью которой является растяжение соединительной ткани и, вследствие этого, увеличение диапазона движения суставов и развитие гибкости (в то время как янь-практики или ха-практики воздействуют на мышцы и укрепляют их, развивая силу). В противоположность солнечным, энергичным, активным, силовым, "мужским" янь-практикам, инь-йога — лунная, пассивная, мягкая, "женская". Уходит корнями в традиционную хатха-йогу и даосскую йогу. Изначально предназначалась для подготовки суставов к длительному сидению в медитации и последующего их восстановления.
Популяризаторы направления на Западе: Пол и Сюзи Грилли, Сара Пауэрс. Особенности метода Для Инь-йоги характерно длительное, пассивное выдерживание поз (от 2 до 10 минут) на полном расслаблении. Воздействует на соединительную ткань, суставы разрабатываются на полную амплитуду. Однако не бывает чистой инь-практики (как и чистой янь-практики), поэтому в зависимости от настроения группы занятие иногда разбавляется янь-последовательностями (виньясы). Эффект Инь-йога развивает гибкость, глубоко воздействуя на соединительную ткань суставов. Успокаивает, охлаждает. Готовит суставы к длительному сидению в медитации. Инь-йога оказывает терапевтическое воздействие на суставы и учит глубокой релаксации. Рекомендуемая литература Наталья Ким (Нона) "Инь йога: путь в безмятежность", Пол Грилли "Инь Йога. Теория и практика". Ссылки Подробнее об инь-йоге и комплекс упражнений
Ramazan
19 октября 2015
0
Нет комментариев
цигун, танцы, тайчи, самоосознание, медитация, йога, индия, веды
|
Бикрам йога — спасение для худеющих
Бикрам йога, или «горячая йога» — одно из молодых направлений йоги. Она особенно популярна сегодня в США именно потому, что помогает быстро сбросить лишний вес. В России это направление пока новое, редкие занятия можно найти в Москве и Санкт-Петербурге и стоят они, как правило, дороже среднего. Как практикуют Бикрам йогу? Основатель этого вида йоги, Бикрам Чоудхури утверждает, что, самые важные свойства индийской гимнастики проявляются только в «родном» климате. Поэтому он предложил людям Запада нагревать воздух в помещении для занятий до 40 (+) градусов по Цельсию. Он же разработал последовательность из 26 упражнений с вариациями (в зависимости от уровня подготовки учеников). Что дает нагрев воздуха? Расширяются кровеносные сосуды. Обильный приток крови к мышцам улучшает снабжение их кислородом и выведение продуктов распада — двуокиси углерода и молочной кислоты. Давление крови при этом, наоборот, понижается, поскольку объем крови в расширенных сосудах остается прежним. Повышается температура тела. В нагретой крови кислород легче отделяется от гемоглобина, ускоряется распад глюкозы и жирных кислот. Горячие мышцы становятся более эластичными, что снижает риск получения травм и увеличивает диапазон движений. Быстро сжигаются жиры. Нагретые мышцы сжигают жир легче, чем холодные. Стресс от интенсивных упражнений усиливает выброс жирных кислот в кровь. И только нагретые мышцы используют эти кислоты в полном объеме. Улучшается работа нервной системы. Нагрев ускоряет сообщение между мускулатурой, головным и спинным мозгом. Это улучшает координацию движений, и многие упражнения осваиваются гораздо легче. Чем опасна «горячая йога»? Понижение давления может плохо сказаться на тех, у кого оно и так понижено. На занятиях нередко возникает головокружение и тошнота, случаются даже обмороки. Обильное потение может вызвать обезвоживание, поэтому необходимо брать с собой воду. Кто занимается Бикрам йогой? Когда в 70-х годах основатель этого вида йоги Бикрам Чоудхури приехал в Америку, особенность его гимнастики быстро подметили американские политики извезды эстрады — начиная с президента Никсона, Элизабет Тейлор, Мадонны, Майкла Джексона, заканчивая актерами-однодневками из мыльных сериалов. Благодаря такой рекламе Бикрам Чоудхури очень скоро стал миллионером, владельцем шикарной виллы в Бэверли Хиллз и бесценной коллекции автомобилей. В России Бикрам йога только начинает распространяться и также привлекает знаменитостей, Жанна Фриске недавно заявила прессе, что мечтает открыть собственную студию «жаркой йоги» в Москве.
Ramazan
19 октября 2015
0
Нет комментариев
цигун, танцы, тайчи, самоосознание, медитация, йога, индия, веды
|
Парная йога (йога с партнером, «ленивая йога») — вид практики йоги, когда упражнения выполняются при помощи партнера и, как правило, по очереди. Парная йога близка к тайскому, или йога-массажу, а в паре с партнером противоположного пола — схожа с «парной» разновидностью тантра-йоги, направленной на пробуждение и трансформацию сексуальной энергии.
Особенности метода Выполняя упражнения парной йоги, партнеры (желательно одного веса) помогают друг другу держать равновесие, делать наклоны, прогибы и растяжки, служат друг другу опорой, поддержкой или, наоборот, «утяжелителем». Работая в паре, они получают возможность облегчить упражнения, выполнить прежде недоступные асаны или углубить их. Парную йогу можно практиковать с сексуальным партнером, с подругой или другом, со своим ребенком или вообще с незнакомым партнером — в зависимости от этого будет варьироваться психологический эффект от занятия. Эффект Кроме физического (приобретение растяжки и гибкости), и физиологического (взаимный массаж, прямо и косвенно воздействует на состояние внутренних органов), парная йога имеет мощный психологический эффект. Занятия парной йогой учат доверять партнеру и людям вообще. На Западе парную йогу часто называют Trust yoga (йога доверия). Отдав вес своего тела партнеру, практикующий, возможно впервые, с тех пор, как научился ходить, отпускает постоянный контроль за тем, насколько твердо он стоит на земле… Ощущая поддержку, он получает возможность расслабиться и «раскрыться», будучи готовым оказать такую же помощь другому. В процессе выполнения упражнений выявляются неосознанные страхи и комплексы. Расслабляясь, мы освобождаем огромное количество внутренней энергии, которая тратилась на постоянное поддержание «защиты от внешнего мира», якобы полного опасностей. Увидев мир другим, чувствуя бережность по отношению к себе, и проявляя то же самое к окружающим, мы устраняем внутренние блоки, снимаем избыточное напряжение в разных частях тела, приходя к гармонии и здоровью. По мере освоения упражнений, парная йога может перерасти в импровизационный танец партнеров, превратившись в прекрасное средство самовыражения. Кому подойдет Парная йога — для тех, кому необходимо научиться расслабляться и доверять окружающему миру. Сексуальным партнерам, семейным парам, родителям и детям имеет смыл практиковать парную йогу для улучшения и развития взаимоотношений. Одиноким людям парная йога поможет избавиться от комплексов в общении с людьми (в том числе с людьми противоположного пола). Парную йогу не зря называют «ленивой йогой», она не имеет противопоказаний. Все, что нельзя сделать самому за практикующего делает партнер. При наличии серьезных заболеваний практиковать следует в паре с опытным инструктором. Кому не подойдет Людям, ощущающим потребность в серьезных физических нагрузках, динамике, а также тем, кто «патологически» не способен расслабляться, вероятно, имеет смысл выбрать более активный стиль йоги. Рекомендуемая литература Лама Оле Нидал. Будда и любовь. Джесси Ч. Йога с партнером. Видео Урок парной йоги с Натальей Даньковой Простой короткий урок парной йоги с Ольгой Звоновой Ссылки [только для пользователей сайта] [только для пользователей сайта] [только для пользователей сайта]
Ramazan
19 октября 2015
0
Нет комментариев
цигун, танцы, тайчи, самоосознание, медитация, йога, индия, веды
|
Йога в танце — форма динамической медитации и релаксации, где движения сочетаются с дыханием. Йога в танце сродни искусству цигун и другим динамическим техникам, основанным на работе с внутренней энергией.
Движения йога-танца (также как и асаны хатха-йоги) строятся по линиям сакральной геометрии (науки о соотношении геометрических форм в мироздании). Истинный танец йогина рождается спонтанно, когда его ведет пробужденная сила Кундалини. Тогда движения тела следуют за направлением энергетических потоков. Часто так и рождаются новые виды йоги и танца. Сегодня в йога-центрах и фитнес-клубах преподают совершенно разные «йога-танцы». Иногда это индийские ритуальные (храмовые) движения. Иногда — смесь йоги и пласт. Большую важность в танцевальной йоге имеют мудры и хасты — символические жесты, направляющие течение тонкой энергии. Иногда — авторские методики, основанные на глубоком понимании энергетической структуры человека и мироздания, как, например, Танец Шивы — разработка Андрея Лаппы, или танцевальная йога Владимира Негадаева. В некотором роде схожи с танцевальной йогой динамические комплексы Андрея Сидерского и Шандора Ремете. Особенности метода Традиционная статичная хатха-йога требует от практикующего значительной выдержки. Будучи неспособными задержать внимание на одном предмете даже на несколько секунд, многие люди испытывают психоз от маломальского статичного напряжения. Для таких людей йога в танце — просто спасение. Смена движений занимает внимание, координация движения и дыхания упорядочивает работу мозга, успокаивает течение мыслей, приводя практикующего к гармонии. Достигая внутреннего баланса, люди удивляются тому, как просто как просто им становится жить! Большую важность в танцевальной йоге имеют мудры и хасты — символические жесты, направляющие течение энергии. Эффект Йога в танце как форма динамической медитации и релаксации, как искусство управления телом и дыханием, помогает избавиться от хронической усталости, агрессии, раздражительности и стресса (то, от чего люди привыкли избавляться при помощи медикаментов или алкоголя). Практикующий уравновешивает течение внутренних энергий и тем самым избавляется от недугов, рожденных эмоциональными и ментальными перегрузками. Регулярная практика укрепляет иммунитет, репродуктивные функции, развивает память и интуицию, наполняет энергией, восстанавливает полноту ощущений и приводит человека к блаженному ощущению единства со всей Вселенной. Постепенно практикующий учится превращать в танец каждое свое движение, и тогда каждый момент его жизни становится произведением искусства. На определенной ступени освоения йоги в танце достигается состояние, когда движения основываются уже не на теоретическом знании и повторении, но на тонком чувствовании структуры танца. Тогда ученик сам становится учителем. Кому подойдет Йога в танце — бесценная практика для человека с бешеным темпом жизни. Она особенно подойдет людям, которым трудно усидеть на месте, которых беспокоит путаница в мыслях, раздражительность и усталость. Также она поможет тем, кто решил поправить свое здоровье методами йоги, но не в силах выдержать статических поз. Кому не подойдет Людям, ощущающим потребность в значительных физических нагрузках — например, для того чтобы побыстрее «выключить болтовню» в голове. Также йога в танце может не подойти людям с серьезными травмами ног и спины, тогда лучше обращаться к йога-терапии. Рекомендуемая литература Лаппа А. Комментарии к Танцу Шивы. Тетерников Л. «Спонтанная йога — танец Кундалини». Статьи о йоге в танце Видео Йога-танец Раджупати Dru Yoga Dance. Trailer for Dance of Shiva with Andrey Lappa Dance of Shiva with Andrey Lappa
Ramazan
19 октября 2015
0
Нет комментариев
цигун, танцы, тайчи, самоосознание, медитация, йога, индия, веды
|
Что такое йога?
У этого слова много интерпретаций, и оно многому соответствует. Объект наблюдения может быть как внешним по отношению к нам, так и внутренним – частью нас самих. Но это может быть и область интересов, концепция или что-то, находящееся выше уровня человеческих ощущений, скажем, Бог. Сегодня на Западе известны многие формы йоги (крийя-йога, хатха йога, мантра йога, радж йога, сахадж-йога, трай-йога, аштанга-йога…), однако, по сути дела, ни одна из них не даёт ясного представления о том, как достичь совершенства. В Бхагавад-гите Шри Кришна учит Арджуну именно тому, как достичь совершенства йоги. Кришна рассказал Арджуне Бхагавад- гиту (Б-г) за час до боя, в котором Арджуна не хотел принимать участия. Кри-шна рассказал Арджуне Б-г с единственной целью – разрубить узел его материальных привязанностей. Поскольку Арджуна был привязан к тому, что мешало ему исполнять свой истинный долг, Кришна разор-вал эти привязанности. В ходе этой беседы Арджуна узнал, что для занятий медитационной йогой следует удалиться в уединённое место, сесть, выпрямив корпус, и, не отвлекаясь ни на что другое, сосредоточить взгляд на кончике носа... Выслушав это описание, он сказал: "О, Мад-хусудана, мне кажется, что никто не в силах зани-маться йогой, которую Ты сейчас описал, ибо ум че-ловека беспокоен и неустойчив". Это очень важный момент. Следует помнить, что мы находимся в ма-териальном мире, где наш ум постоянно пребывает в беспокойстве. Наше существование в материальном мире никак не назовёшь безмятежным. Тем не менее, нам всегда кажется, что, изменив каким-либо образом свою жизнь, мы избавимся от беспокойства и наступит момент, когда все тревоги и волнения рассеются. Однако природа материального мира такова, что мы не в силах избавиться от беспокойства. Таким образом, мы находимся в весьма затруднительном положении: мы вновь и вновь пытаемся решить свои проблемы, но этот мир устроен так, что несмотря на все наши старания эти проблемы остаются неразрешёнными. Чуждый лицемерия, Арджуна честно признался, что эта система йоги для него неприемлема, поскольку очень сложна. Арджуна, обращаясь к Кришне, назы-вает его Махдхусудана. Дело в том, что Мадхусудана означает убивающий демона Мадху. Арджуна сравнивает ум с великим демоном, подобным демону Мадху. Только если Кришне удастся убить демона по имени УМ, Арджуна сможет достичь совершенства йоги. Мой ум гораздо сильнее демона Мадху, говорит Арджуна Кришне, но если ты одолеешь его, я смогу практиковать этот вид йоги. Арджуна говорит Кришне: "Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силён. О, Кришна, и мне кажется, легче остановить ветер, не-жели обуздать ум..." Фактически, ум руководит каждым нашим поступком, указывая нам куда идти и что делать. Поэтому смысл занятий йогой заключается в том, чтобы обуздать беспокойный ум. В процессе медитации йог подчиняет ум своей власти, сосредотачивая его на Сверхдуше, и так достигает цели йоги. Если Арджуна отказался от предложенной ему практики медитационной йоги, сказав, что она не под силу ему, то как же мы в наш век Кали Юги можем научиться ей? Строго говоря, у нас нет никаких шансов достичь успеха в медитационной йоге, о которой говорил Кришна. Самое большее на что мы способны, – это изобрести некое подобие данной системы, приспособленное к нашим нуждам, и удовлетворять с его помощью свои мелочные нужды и амбиции. Именно поэтому многие люди посещают курсы йоги, где их обучают гимнастическим и дыхательным уп-ражнениям, в надежде продлить свою жизнь, полу-чить больше удовольствия от секса,… Но всё это не имеет никакого отношения к истинной йоге. Сейчас практически никто не способен заниматься меди-тационной йогой. Но в наш век есть альтернатива – бхакти-йога, в основе которой лежит мантра-йога – прославление имени Господа, Шри Кришны, через повторение мантры Харе Кришна. Данный метод ре-комендован в ведических писаниях, и его ввёл Чайтанья Махапрабху. Бхагавад-гита утверждает также, что махатмы, великие души, постоянно поют славу Господу. Йога как преданное служение. Для некоторых так называемых йогов занятия йогой являются средством зарабатывать деньги, однако с истинной йогой это не имеет ничего общего. Всё должно быть использовано для служения Господу. Кем бы ни был человек – простым тружеником, саньясином, йогом, или философом, – он всегда должен действовать в сознании Бога. Только тот, кто поглощён мыслями о служении Богу (Кришне) и действует в таком сознании, может стать настоящим санньяси (санньясином) и настоящим йогом. В Бхагавад-гите описаны 3 основных вида йоги: карма-йога, гьян-йога и бхакти-йога. Различные сис-темы йоги подобны ступеням лестницы. Людям, на-ходящимся на 1-й ступени лестницы йоги, надлежит трудиться. Не следует думать, что начав заниматься йогой, человек должен прекратить всякую деятельность. В Бхагават-гите Кришна призывает Арджуну стать йогом, но при этом участвовать в битве. Оставаясь воином, человек может в то же время стать величайшим йогом. Как этого достичь? Нужно просто сражаться ради Кришны, работать ради Кришны, есть ради Кришны, спать ради Кришны - одним сло-вом посвятить Богу всю свою деятельность. Действуя таким образом, человек становится величайшим йогом и величайшим санньяси. Йога, как процесс медитации на Кришну. Метод йоги предназначен для очищения. Очищение – это результат осознания человеком своей истинной сущности, осознания того, что он является чистым духом, отличным от материи. Соприкасаясь с материей, мы отождествляем себя с ней и думаем: "Я есть только тело". Но необходимо осознать своё изна-чальное положение, своё отличие от материи. Это и является целью поисков уединённого места для медитации. Среди большинства людей на Западе бытует мнение, что занятие йогой представляют собой процесс медитации на пустоту. Однако в ведических писаниях нет таких указаний. Веды утверждают, что йога – это медитация на Вишну. Во время медитации Кришна советует не закрывать глаза полностью, а смот-реть на кончик носа, чтобы не уснуть. Йог должен: сохранять спокойствие ума, забыть о страхе, соб-людать обет брахмачарьи (полного воздержания от половой жизни), освободиться от всех желаний. Избавившись от желаний и правильно применяя этот метод, йог может подчинить себе ум. Подготовившись к медитации, йог должен сосредоточить свои мысли на Кришне или Вишну, но не на пустоте. Поэтому Кришна говорит, что человек, погружённый в медитацию "всегда думает обо мне". Кришна перечисляет целый ряд требований, которые должен соблюдать йогин, чтобы подчинить себе тело. Однако все они, по существу, сводятся четырём основным правилам: избегать недозволенных половых связей, не употреблять одурманивающих средств, не есть мяса и не играть в азартные игры. Таковы минимальные требования к тому, кто решил заниматься йогой. В Бхагавад-гите Кришна так говорит о йоге: "истин-ный йог тот, кто целиком вручил себя мне. … Из всех йогов тот, кто, наделённый нерушимой верой, всегда пребывает во Мне и поклоняется Мне, занимаясь трансцентным любовным служением, связан со мной теснее всех и достиг высшего совершенства". Отсюда следует, что (по Бхагавад-гите) из всех систем йоги высшей является Бхакти-йога, т.е. преданное служение Кришне. В сущности, подобным выводом заканчивается описание всех систем йоги, приведённые в Б-г, поскольку конечной целью каждой из этих систем является достижение сознания Бога (Кришны). Совершенствуясь в разных видах йоги (карма, хатха, крийя, гьян йога) человек приходит к медитации на Сверхдуше и сосредотачивает на ней свой ум. Этот процесс получил название аштанга-йоги. Тот, кто поднявшись над уровнем аштанга йоги, начинает поклоняться Верховной личности Бога, Кришне, только тот (по Б-г) достигает верщины всех систем йоги, бхакти-йоги. Согласно Б-г именно бхак-ти-йога является конечной целью занятий йогой. Статья написана Д.Волковым на основе "Бхагавад-гиты" и книги "Совершенство йоги" Бхактиведанты Свами Прабхупада |
Бхакти йога
Vyasa.ru - школа ведической культуры » Йога » Бхакти йога Вершиной всех видов йоги является бхакти-йога. Все другие виды йоги - всего лишь средство достижения бхакти в бхакти-йоге. Йога, в действительности, означает "бхакти-йога". Все же другие разделы ее - ступени на пути к достижению бхакти. Длинный путь самореализации начинается с карма-йоги и кончается бхаки-йогой. Карма-йога, лишенная стремления к плодам деятельности, есть начало этого пути. Когда карма-йога обогащается большим знанием и отречением, она приводит к уровню, называемому гйана-йогой. Когда сосредоточенность на Параматме усиливается посредством различных физических процессов, и ум концентрируется на Ней, гйана-йога переходит в аштанга-йогу. И ступень, на которой человек превосходит уровень аштанга-йоги и непосредственно приближается к Верховной божественной личности, Кришне, именуется бхакти-йогой, наивысшей точкой йоги. Фактически, бхакти-йога есть конечная цель, но чтобы постичь ее досконально, человек должен понять все предшествующие этапы йоги. Прогрессирующий йог находится, таким образом, на истинном пути вечной удачи. Тот, кто привязывается к одному из уровней йоги и не двигается дальше, называется соответственно карма-йогом, гйана-йогом, раджа-йогом, хатха йогом и т.д. Если человеку в достаточной степени повезет, и он придет к бхакти-йоге, то следует понимать, что он уже превзошел другие ступени йоги. |
Аштанга йога
Vyasa.ru - школа ведической культуры » Йога » Аштанга йога Аштанга-виньяса йога - одна из самых мощных и "быстродействующих" из известных на сегодняшний день систем хатха-йоги, хранителем традиции которой в настоящее время является Шри Паттабхи Джойс (Sri K.Pattabhi Jois), возглавляющий школу йоги в Майсоре, Южная Индия. Аштанга-виньяса является статико-динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики возникает и сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания). Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным. Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов - эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия. В каждом комплексе Аштанга-виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание |
Карма йога
Vyasa.ru - школа ведической культуры » Йога » Карма йога Предписанные Ведами обязанности - это деятельность в соответствии с гунами природы, под влиянием которых находится данный человек. БГ 2.47 1 абзац комм. Предписанные обязанности можно разделить на три категории: повседневная деятельность, деятельность в чрезвычайных обстоятельствах и деятельность, соответствующая желаниям человека. БГ 2.47 3 абзац комм. Выслушав проповедь Кришны о трансцендентной деятельности, Арджуна исполнился решимости сразу последовать указанию своего духовного учителя, Кришны. Но великий воин не мог понять, почему Гуру велит ему делать то, что он и так делал всю свою жизнь - продолжать исполнять обязанности кшатрия. Арджуна считал, что ходить в храм, совершать самскары, следовать дхарме кшатрия, исполнять обязанности перед семьей и обществом – все это мирское. Ему казалось, новая жизнь означает: всё, что было до этого, - ошибка. В ответ Кришна объясняет: есть два типа трансценденталистов, стремящихся постичь свое «я». Одни следуют предписаниям варнашрамы, другие - нет. Конечно, можно просто оставить обязанности варнашрамы и заниматься размышлениями и медитацией. Но сердце такого человека, переполненное желаниями чувственных наслаждений, не очищенное от них следованием предписаниям варнашрамы, не даст человеку заниматься этим более сложным методом гьяна-йоги. Такая практика йоги превратится просто в фарс. /БГ 3.6/. Лучше следовать предписаниям своей варны и ашрама, но делать это как служение Господу. В таком случае внешняя материальная деятельность становится трансцендентной и очищает сердце. И вообще, предписания Вед для варн и ашрамов, рекомендованные жертвоприношения – это не чьи-то выдумки, это законы Бога, то есть способ служения Господу, предназначенный для обусловленных гунами природы людей (большинство из которых, даже не знают о верховном положении Господа Кришны). Следуя варнашраме, люди обретают все желаемое: одни - чувственные наслаждения, другие - очищение /освобождение/, а кто-то - высшего уровня бхакти-йоги, чистого преданного служения, если карма выполняется в духе сознания Кришны (карма-йога как начальный этап буддхи-йоги/. В цивилизованном обществе, где люди следуют варнашраме, неблагодарность приравнивается к греху убийства брахмана. Поэтому отказывающийся исполнять свои обязанности и совершать жертвоприношения отступает от законов Бога и называется грешником, неблагодарным. Но даже человек, достигший совершенства, избавившийся от желаний наслаждения чувств и даже от желания освобождения /очищение/, должен продолжать выполнять свои предписанные обязанности просто ради удовольствия Кришны /Того, кто дал эти правила/. Зачем? /3.19/ Чтобы достичь Всевышнего. Все это говорит о важности исполнения своих обязанностей, а также об универсальности метода карма-йоги. Поэтому Арджуна должен был исполнять свои обязанности ради блага других, в качестве назидания. Даже Кришна следует варнашраме, на Своем примере демонстрируя важность такого способа очищения сердца. (Следование варнашраме – это метод достижения освобождения для Двапара-йуги. В настоящий момент, в Кали-йугу, основной метод служения Богу – харинама-санкиртана, варнашрама служит дополнением к основному методу.) Другие люди, которых обычно меньшинство, могут исполнять свои обязанности в знании, а кто-то -даже из любви к Господу. Это будет зависеть от квалификации человека, каждый сам ответственен за то, как он использует предписания, предназначенные для его варны и ашрама. Кришна, сравнив сознание различных людей, выполняющих обязанности в рамках варнашрамы /карма/, вновь утверждает: «Поэтому, о Арджуна, посвяти Мне все свои действия и познай Меня до конца. Отбрось стремление к личной выгоде и, отказавшись от всяких собственнических притязаний, стряхни с себя апатию и сражайся! /БГ 2.30/. Так ты избавишься от рабства кармических реакций /желаний, а также радостей и горестей, предначертанных провидением/. Те, кто не следует этим наставлениям, обречены на гибель». Чтобы еще больше убедить Арджуну в том, что оставлять предписанные обязанности в системе варнаршрамы /карма/ ему еще рано, Кришна /в стихе 3.33/ говорит, что даже гьянаван /человек находящийся под влиянием гуны благости/ действует, учитывая свою природу. Только тот, кто поднялся над гунами, может не обращать внимания на свою природу.Поэтому Кришна вдохновляет Арджуну исполнять долг кшатрия, а не копировать гьяна-йога. Завершая третью главу, Арджуна спрашивает Кришну: «А что же мешает мне следовать Твоим наставлениям?». И Кришна отвечает: это вожделение, твой враг, и победить его можно, лишь следуя Моим наставлениям. Обуздай чувства, выполняя предписанные обязанности /карма/. Однако окончательно уничтожить вожделение /каму/ можно, совершая деятельность /карму/ в духовном сознании /под руководством одухотворенного разума/. Это значит, что ты должен исполнять свои обязанности ради удовлетворения Кришны /начальный уровень буддхи-йоги, карма-йога/. |
Кундалини йога
Vyasa.ru - школа ведической культуры » Йога » Кундалини йога Сила, описываемая покоящейся свернутой, как змея, тремя кольцами, в полости, расположенной в основании позвоночника. О ней всегда говорят как о Богине —фнудаментальной силе, или энергии, — таким образом, она женского рода. Обычно она покоится в своей обители, и ее голова закрывает узкий канал, поднимающийся вдоль позвоночника, который называется сушумна. По мере практики лайя-йоги , кундалини просыпается и начинает подниматься вверх по каналу, на который нанизаны шесть чакр. Некоторые йоги говорят, что этот процесс сопровождается ощущением тепла, поднимающегося вдоль позвоночника. Каждая чакра, оживленная ею, приходит в состояние возбуждения, что приводит к совершенствованию определенных ощущений и способностей, в соответствии с “качествами” человека, с которыми связана каждая чакра. Разумеется, очень важно не возбуждать низшие чакры до тех пор, пока человек не обретает полный, или по крайней мере, очень сильный контроль над своим телом и эмоциями. Внешние методы пробуждения кундалини описаны в некоторых книгах по хатха-йоге, однако в них не рекомендуется применять эти методики самостоятельно, но только под непосредственным руководством знающего учителя. В этих методиках допускается использование и асан, и кумбхаки и мудра. Строгие последователи раджа-йоги вообще избегают подобных методов, зная, что кундалини постепенно проснется естественным образом по мере продвижения в практике медитации, причем в большинстве случаев это происходит совершенно незаметно. Литература, в которой описывается вращение чакр под влиянием пронизывающей их кундалини, является скорее поэтической, чем описывающей реальные процессы. В сушумне, энергетическом канале позвоночника, существует еще более тонкий канал под названием ваджроли, а в нем заключен еще один тончайший, читрини, о котором говорят, что он “тонок, как паутинка”. Йог продвигает кундалини настолько высоко, настолько он способен, и как только она касается какого-либо лотоса, или чакры, ее голова, прежде обращенная вниз, поворачивается вверх. Покидая каждую чакру, или падму, на своем пути вверх, она приостанавливает функции этого центра, приводит их в латентное, спящее состояние; так продолжается до тех пор, пока она не достигает “тысячелепесткового лотоса” (см. Сахасрара Падма) в макушке головы, стоящего выше всех шести чакр, и там она наслаждается совершенством бытия. После этого, по мере своего отступления назад, кундалини возвращает каждой чакре свойственные той способности и силы, но уже в очищенной и усовршенствованной форме. Это может пробуждать определенную степень ясновидения и сходных способностей, однако то, что йог сможет увидеть, зависит от состояния его разума; его интерпретация и понимание увиденного будут зависеть от степени его эволюции и способности избежать “личного фактора”, собственного влияния на описание виденного. |